2016-5-6 11:07 |
Максат Дурдыджан
Оказывается, созданию рыночной экономики мешают не многолетнее авторитарное правление, не бездарные экономические реформы и не кризис, а население, получающее социальные льготы…
С недавних пор мой сосед по лестничной площадке, живо интересующийся новостями из Центральной Азии, называет меня «счастливым туркменом». Не потому, что согласно докладу «World Happiness Report Update 2016», подготовленном специально для ООН, Туркменистан занял 65–е место в рейтинге самых счастливых стран мира. И не потому, что в последние 20 туркменских лет уместились и «Золотой век», и «Эпоха великого возрождения», и даже «Эпоха могущества и счастья». Просто сосед удивляется покладистости и покорности населения Туркменистана: какие только изощрения ни обрушивает государство на головы людей, создавая для них непреодолимые проблемы, люди терпят и «счастливы», а официоз пафосно трубит об этом на весь мир.
Все эти годы туркменский режим с упорством, воистину достойным лучшего применения, твердит о бесплатных благах, которыми пользуются туркменские граждане. После распада СССР, в сентябре 1992 года первый президент Туркменистана Сапармурад Ниязов особым постановлением утвердил лимиты на бесплатный бытовой газ в объеме 50 кубометров на человека в месяц, электричества в размере 25 киловатт на человека в месяц. В дальнейшем объем бесплатного электричества был увеличен еще на 10 киловатт. Также гражданам были бесплатно предоставлены 250 литров воды в день, 400 граммов соли в месяц и 7 метров савана для погребения успоших. Потребление сверх указанного лимита «счастливцев» обязали возмещать за свой счет.
В октябре 2006 года, незадолго до смерти Туркменбаши распорядился продлить пользование бесплатными благами до 2030 года, а также пообещал оставить на прежнем нижайшем уровне цены на бензин и дизельное топливо.
Ниязовский наследник, «молодой» (как он сам себя называл) президент Бердымухамедов, вступая в должность, торжественно поклялся: «…пока я буду президентом Туркменистана, народ, как и прежде, будет получать в бесплатное пользование природный газ, электроэнергию, столовую соль. Я продолжу политику Великого Сердара по поддержанию низких цен на бензин, дизельное топливо, хлебопродукты, транспорт, коммунальные услуги». И пошел еще дальше, предоставив населению лимит бесплатного бензина: владельцам автомобилей 120 литров в месяц, мотоциклистам 40 литров, остальное — по рыночной цене, которая по-прежнему оставалась одной из самых низких в мире.
Однако, как говорится, сколько веревочке ни виться, все равно конец будет. По рассказам очевидцев, с момента установления лимита на бесплатный газ, электричество и воду во многих домах полностью вышли из строя или пришли в негодность приборы контроля за их потреблением. В 2014 году дабы упорядочить потребление газа, власти установили более 350 тысяч единиц оборудования по учету расхода газа, а в 2015 году планировали установить еще 425 тысяч газовых счетчиков. В 2014 году так же был принят закон «Об электроэнергетике», по которому на потребителей была возложена обязанность поддерживать в надлежащем состоянии электрические счетчики. Были подняты цены на коммунальные и транспортные услуги. Из-за коррупционной составляющей не удалась затея и с бесплатным бензином, от нее пришлось отказаться.
Как водится, любое неприятное нововведение власти обернули в красивую обертку — «инициативу населения», подобно тому, как в свое время Туркменбаши лишил стариков пенсий, якобы, по их же просьбе. В минувшем году на очередном Совете старейшин дежурный аксакал заявил: «Мы так хорошо живем в эпоху могущества и счастья, что жители страны могут без проблем платить за газ, воду и электричество!»
И вот в начале апреля 2016 года на заседании правительства президент Туркменистана Курбанкули Бердымухамедов вдруг заявил: «В целях улучшения социальных условий населения с обретением независимости страны были введены многочисленные льготы, которые в настоящее время с экономической точки зрения уже не оправдывают себя. Этот фактор препятствует переходу к рыночной экономике, а также приводит к дополнительным расходам бюджетных средств“.
Оказывается, созданию рыночной экономики мешают не многолетнее авторитарное правление, не бездарные экономические реформы и не кризис, а население, получающее социальные льготы. При этом не было приведено никаких разумных доводов и цифр. Кроме того, никто и словом не обмолвился о безумных средствах, расходуемых Ашхабадом на никчемные помпезные сооружения.
Среди богатых энергоносителями стран нередко практикуется топливное субсидирование населения. Например, по данным МВФ, лидером по топливным субсидиям в 2014 году являлся Катар — 5 995 долларов на человека в год. В Венесуэле, по данным Международного энергетического агентства, топливные субсидии покрывали 82 процента стоимости электроэнергии и топлива, в Ливии — 80 процентов, в Саудовской Аравии — 79 процентов, в Иране — 74 процента, и по 56 процентов в Ираке и Алжире. Данная международная организация отмечает, что топливная субсидия на душу населения в год в Туркменистане превышает 1100 долларов.
Если верить заявлениям МИДа Туркменистана, около 70 процентов бюджета страны тратятся на социальные нужды. Однако верится в это с трудом именно в виду закрытости туркменского бюджета.
Нынешний кризис в мировом энергетическом секторе подтолкнул некоторые страны сократить или вовсе отказаться от топливных субсидий. Например, минувшим летом ОАЭ полностью отказались от топливного субсидирования. За Эмиратами последовали Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн и Катар. В начале лета это планирует сделать и Кувейт.
Если энергетический кризис породолжится, Аркадаг может последовать дорогой монархий Персидского залива. По крайне мере, он уже начал говорить об этом. Будут ли взамен предложены другие формы социальных льгот, хотя бы для слабозащищенных слоев населения, об этом власти молчат.
Источник: Гундогар
источник »