2018-6-11 12:23 |
Артык Артыков
… Хрупкая пожилая женщина, часто оглядываясь, почему-то шла зигзагами меж кустов и деревьев. Она то выскакивала на проезжую часть, то снова возвращалась на газон. Прохожие, привлеченные ее странным поведением, даже замедляли шаг. Женщина прятала лицо и голову за ковровой сумочкой, прижимая ее к уху. Время от времени она доставала что-то из кармана и бросала бездомной собачке.
Я не сразу признал свою знакомую — известную артистку, живую легенду, оперную диву. В старенькой кофточке и длиной юбке, в туфлях на босу ногу, очень худая. Весь ее вид был будто немым укором всем тем, кто оставил ее в таком положении — в заброшенности и душераздирающем одиночестве.
А ведь в годы, когда она блистала на оперной сцене, ее считали «золотым голосом», называли «туркменским соловьем». В моей памяти сохранились фотографии из старых газет и журналов. На них она кокетливо улыбается и словно вся светится изнутри. Красивая, молодая, уверенная в себе и в силе своего таланта. Медениет Шахбердиева. Такое имя ей дали в детском доме, а для всех она была просто Майя.
В годы творческого взлета, когда она была востребована и по достоинству оценена, ей доводилось быть на короткой ноге с выдающимися деятелями культуры. И даже сам гениальный Нуры Халмамедов сочинял для нее; знаменитые музыканты, художники, писатели и поэты восхищались ею. Благодаря ей на сцене были воплощены многие образы именно национального оперного искусства.
Гастроли и мастер-классы за рубежом, записи на телевидении, радио, членство в жюри престижных певческих конкурсов. Когда она была на пике своей карьеры, всем казалось, что успех и слава будут ей сопутствовать всегда. Именно такой ее удивительный образ остался в фильмах, художественных полотнах и в памяти старшего поколения.
Но прошла эпоха взлета туркменского классического искусства, и все изменилось. Открытый в годы войны театр, в котором она пела, был закрыт, а первый президент Туркменистана объявил землякам, что опера и балет — это совсем не туркменское …
Искусство, которому посвятила свою жизнь Медениет Шахбердиева, прекратило свое существование в стране. Она, как и многие другие выдающиеся артисты оперной сцены, оказалась в забвении. Но, даже в трудном положении, она никогда никого ни о чем не просила. Не хотела, чтобы ее обидели отказом. Довольствовалась тем, что есть. Видимо, сказалось детство в стенах детского дома. Продолжала заниматься педагогической деятельностью, изредка выступала на концертах. Но с годами певицу все меньше и меньше приглашали петь на сцене. Голос ее звучал уже не так ровно и глубоко, здоровье расшаталось. Постепенно о ней забывали. В это непростое время ее воспитанники стали для нее единственной радостью, отдушиной и целью. Учеников было немного, но она всячески опекала их, стараясь помочь и поддержать. Они же в свою очередь помогали ей по хозяйству и с решением бытовых вопросов.
Появляясь в училище, она быстро проходила в свой класс и так же уходила. С потухшим и отстраненным взглядом, сдержанная и замкнутая в себе, она старалась быть как можно незаметнее для окружающих.
Великая туркменская певица прожила долгую, но нелегкую жизнь, в которой главным была музыка и ученики. Сегодня великой певицы уже нет с нами. Но ее вокальное мастерство до сих пор считается эталоном для многих певцов. Яркий след, оставленный Шахбердыевой в туркменской культуре, неоценим.
… А меня до сих пор гложет горькое воспоминание о женщине, которая одиноко бродила по городу, странно петляя меж газонов и тротуаров, будто убегая и прячась от кого-то. Как позже выяснилось, причина такого ее необычного поведения уходила корнями в детство. Когда она была ребенком, на улице ее часто забрасывали камнями мальчишки, устраивая расправу над сиротой. А она, инстинктивно прикрывая лицо и голову школьным ранцем, убегала от града летевших в нее камней. И уже в пожилом возрасте, оставленная и позабытая всеми, она ходила по улицам, прикрывая лицо и голову ковровой сумочкой, будто пытаясь «спрятаться» за ней от жестокой действительности и ударов судьбы. Чувства беззащитности, одиночества, обиды и страха, которые тогда испытывала маленькая затравленная девочка, остались в ее душе навсегда.
Майя (Медениет) Шахбердыева скончалась в Ашхабаде 3 января 2018 года на 88 году жизни.
источник »