2018-8-15 17:39 |
12 августа в Актау, после 22 лет переговоров, была наконец подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш назвал это событие историческим, а многие эксперты поспешили объявить о том, что теперь через Каспий можно будет прокладывать газопроводы без согласования со всеми сторонами.
«Конвенция также наделила прикаспийские страны правом прокладывать магистральные трубопроводы по дну моря. Теперь для этого не требуется согласия остальных участниц «пятерки»», — пишет обозреватель «Медузы» Дмитрий Карцев.
По мнению журналиста «Ферганы» Александра Рыбина, «важное достижение конвенции – это то, что прикаспийские страны смогут прокладывать по дну Каспийского моря трубопроводы, причем для этого требуется согласование только той стороны, через сектор которой он пройдет. Что касается соседних государств – их нужно будет просто уведомить о строительстве трубы».
Означает ли это, что теперь Туркменистан может беспрепятственно строить Транскаспийский газопровод в Азербайджан, к чему так стремились Баку и Ашхабад, которые и раньше заявляли, что для прокладки достаточно согласия двух стран? На самом деле не совсем так.
«Хроника Туркменистана» разобрала текст документа.
Из 24 Статей Конвенции трубопроводам посвящены лишь три пункта 14 Статьи:
Статья 14
Стороны могут прокладывать подводные кабели и трубопроводы по дну Каспийского моря. Стороны могут прокладывать подводные магистральные трубопроводы по дну Каспийского моря при условии соответствия их проектов экологическим требованиям и стандартам, закрепленным в международных договорах, участницами которых они являются, включая Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря и соответствующие протоколы к ней. Определение трассы для прокладки подводных кабелей и трубопроводов осуществляется по согласованию со Стороной, через сектор дна которой должен быть проведен подводный кабель или трубопровод.Теперь, после того как был определен правовой статус Каспия, согласно пункту 1, заинтересованные стороны получили теоретическую возможность и юридическую базу для работы по дальнейшим соглашениям по трубопроводам.
В пункте 3 говорится о том, что в согласовании ТРАССЫ для проведения трубопровода должны принимать участие только те страны, по территориям которых он будет проложен. Тут, однако, важно учитывать, что согласование маршрута и сам факт одобрения газопровода – далеко не одно и то же.
Намного более важен пункт 2, согласно которому ВСЕ пять стран должны будут утвердить строительство после того, как они убедятся в экологической безопасности проекта. Т.е. рычаги контроля у России и Ирана – далеко не сторонников Транскаспия, остаются. Рассматривать экологичность трубопровода можно долго, тем самым препятствуя началу его строительства. При этом отказывать можно без конфронтаций и конфликтов, мягко ссылаясь на возможность причинить ущерб экологии моря. Обеспечить же полную безопасность газопровода и исключить все риски для окружающей среды невозможно.
Второй важный вопрос для Туркменистана, решение которого ожидали многие эксперты после подписания Конвенции – спорные месторождения. Однако этой проблеме в документе посвящен только в один пункт:
Статья 8
Разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в целях реализации их суверенных прав на недропользование и на другую правомерную хозяйственно-экономическую деятельность, связанную с освоением ресурсов дна и недр.По сути, никакого прогресса в этом вопросе не состоялось, сторонам было предложено самим решать взаимные споры.
Если Россия от подписания Конвеции, по мнению аналитиков, выиграла, запретив появляться на Каспии вооруженным силам сторонних государств, то что получил Туркменистан, пока неясно.
Возможно, не случайно непосредственно перед встречей в Актау представитель «Газпрома» неожиданно заявил о желании возобновить переговоры с Туркменистаном по закупкам туркменского газа?
Можно ожидать некоторого прояснения ситуации после встречи Гурбангулы Бердымухамедова и Владимира Путина 15 августа.
источник »