В Туркменистане не стали отмечать 150-летний юбилей Красноводска (Туркменбаши)

В Туркменистане не стали отмечать 150-летний юбилей Красноводска (Туркменбаши)
фото показано с : hronikatm.com

2019-12-1 17:27

В ноябре исполнилось 150 лет городу Красноводску. Однако туркменская пресса, регулярно сообщающая о культурных и исторических событиях, эту дату проигнорировала. В городе никаких торжеств по этому поводу также не проводилось.

История города, расположенного на восточном берегу Каспия, начинается в середине ноября 1869 года, когда экспедиция под командованием полковника Российской армии Николая Столетова высадилась в Муравьевской бухте Красноводского залива.

Позже Красноводск стал одним из форпостов для завоевания Российской империей Средней Азии.

В 1993 году город был переименован в Туркменбаши.

Об истории города, причинах переименования и о современном Туркменбаши «Хронике Туркменистана» рассказал Вячеслав Мамедов — председатель Демократического гражданского Союза Туркменистана, уроженец Красноводска.

Вячеслав Мамедов

* * *

Основанию города предшествовало очень много событий. И для их полного перечисления потребовался бы солидный научный труд. История основания Красноводска чрезвычайно интересна и является частью общемировой истории. Если историю основания рассказать в предельно краткой форме, то она такова:

Начало нужно отнести к экспедициям, по приказам Петра 1, князя А. Бековича-Черкасского 1714 – 1717 гг. для исследования Каспийского моря. Именно А. Бекович-Черкасский в 1716 году в Южной части Красноводской косы (недалеко от современного поселка Кизыл-Су) заложил укрепление для охраны устья Узбоя. Это укрепление, по замыслу Петра 1, должно было служить упрочению и защите торговых связей России со Средней Азией и Индией (тогда предполагалось, что по маршруту Узбой – Аму-Дарья можно было попасть в Индию). В дальнейшем Россия отправляла еще не раз крупные экспедиции на восточный берег Каспия (экспедиции Соймонова, Муравьева, Карелина, Бларамберга, Дандевиля и др.) не только с картографическими и этнографическими задачами, но и для поиска удобного места для строительства, в случае необходимости, пограничного укрепления. Все эти экспедиции происходили в эпоху фактически нескончаемых войн и локальных конфликтов туркменских племен с Персией и Хивой, общей нестабильности в этом регионе. За время от первых экспедиций А. Бековича-Черкасского до основания Красноводска в 1869 году, в Россию было отправлено много ходатайств и депутаций с просьбой принять то или иное туркменское племя в подданство России.

Фото Вячеслава Мамедова. Памятник на месте Крепости Бековича -Черкасского у поселка Кызыл Су

Вопрос о строительстве укрепления в Красноводском заливе длительно и тщательно изучался с неоднократным изменением мнений. Ключевые указания об основании Красноводска содержатся в Решении Особого комитета министров России «О необходимости занятия Красноводского залива» от 4 января 1865 года, в заключениях того же комитета «О необходимости учредить торговую факторию в Красноводском заливе…» (май 1865 г.), в Предписании российского императора Александра II «О подготовке экспедиции для основания торговой фактории в Красноводском заливе» от 5 июля 1869 года. В этом предписании Александр II указал о необходимости строительства фактории, но приказал отложить ее основание до весны 1870 года из-за внешнеполитических сложностей. Однако, в дальнейшем ближайшими советниками, например, наместником Кавказа великим князем Михаилом Романовым – братом Александра II, удалось убедить российского императора о необходимости безотлагательного основания торговой фактории в Красноводском заливе осенью 1869 года. 14 сентября 1869 года командир Бакинского порта контр-адмирал Давыдов получил предписание от начальника штаба Кавказского военного округа генерал-майора Свистунова об отправлении экспедиции и занятия Красноводского залива в середине октября 1869 года. Руководить экспедицией был назначен полковник Николай Григорьевич Столетов, который и должен считаться основателем Красноводска. Из-за сильного шторма высадка экспедиции, в которую входили солдаты 82 Дагестанского пехотного полка и казаков из Терского казачьего войска, растянулась на 10 дней и окончательно высадка экспедиции в Муравьевской бухте Красноводского залива закончилась только к середине ноября 1869 года.

Многие считают, что название поселка УФРА (переименованный в дальнейшем в Кенар) расшифровывается как «Укрепленный Форт Русской Армии», однако, на самом деле это сокращение от «Укрепленной Фактории».

К моменту основания Красноводска Россия получила очередные просьбы от старшины прикаспийских иомудов Кадыр Мухаммед-хана и старшины хивинских иомудов Атамурад-хана о подданстве и строительстве города на Каспийском берегу. Кадыр Мухаммед-хан в своем обращении к Александру II еще в 1959 году просил «…Благоустроить беспорядочное положение нашей страны, устроить школы для духовного и общежительного образования… всех туркменских детей». Исключительно благожелательное расположение прикаспийских туркмен объясняет, почему Красноводск не был заложен, как настоящая военная крепость, с крепостными стенами и рвом. Главный военный объект при строительстве города – артиллерийская батарея для охраны порта. В этом старейшем здании сейчас располагается краеведческий музей. С самых первых дней между первыми переселенцами и прикаспийскими туркменами установились исключительно доброжелательные отношения.

К сожалению, юбилей города власти проигнорировали. Туркменистан в этом отношении уникален, так как в любой стране подобную юбилейную дату отмечали бы с большим размахом. Ведь такие праздники проводятся не только для того, чтобы порадовать горожан, но и для привлечения внимания со стороны бизнеса и инвесторов.

Увы, сам Красноводск и его история не укладываются в авторитарно-националистическую доктрину, разработанную Ниязовым, историческая часть которой включает в себя стирание и уничтожение истории и исторической памяти тех событий, которые не выгодны авторитарному руководству Туркменистана, переписывание истории для упрочения и прославления туркменского национализма. Отсюда появляются странные утверждения, что «…туркмены как нация возникли 5 тысяч лет назад», делаются заявления о богоизбранности туркмен; история российского и советского периодов рассматривается, как «самая темная ночь в истории туркмен». Поэтому то, что не укладывается в эту доктрину — уничтожается. Так, были в срочном порядке изъяты из школьных библиотек и уничтожены 20 тыс. экземпляров нового учебника “История Туркменистана” для 4 класса, написанного историком Н.Рахимовым. Уничтожены книги туркменских классиков Б.Кербабаева, Х.Дерьяева и других. В 1993 году было уничтожено и имя «Красноводск», а в дальнейшем уничтожалась и историческая часть города, связанная с российским периодом.

Инициатор переименования города до сих пор неизвестен, так как это было крайне непопулярное решение. Большинство считает, что инициатива исходила от хакима города Овезклычева. В то время, в период зарождения авторитаризма и культа Ниязова, масса подхалимствующих чиновников пытались наперегонки выслужиться перед президентом. Так и родилась эта инициатива. К тому же она полностью соответствовала упомянутой выше авторитарно-националистической доктрине, так как в соответствии с этой доктриной история Красноводска — это история колонизации Туркменистана. Но, если инициатор точно неизвестен, то известны лица, которые эту идею в сентябре 1993 году «от имени граждан города» активно поддержали. Предложение на хозяйственном совете города поступило от А. Петросяна, директора Центра политпросвещения Демпартии имени Ниязова. Его поддержали заранее подготовленные выступающие – председатель городского профсоюзного комитета В. Брыков, председатель Общества ветеранов войны Х. Мамбетов и другие… Стоит сказать, что горожане, несмотря на начавшиеся в стране репрессии, активно сопротивлялись: слали обращения руководству города, рабочие ТЭЦ требовали проведения референдума, горожане звонили в администрацию президента…

В дальнейшем, в плане реконструкции города, в историческом центре были варварски уничтожены бесценные архитектурные памятники: Дом градоначальника, Торговые ряды купца Епифанова, Дворянское собрание, Дом купца Пашаева, гостиница Общества Кавказ и Меркурий, жилые дома, построенные в конце 19 века. А ведь все это составляло золотой туристический ресурс. Например, в подвалах этих домов после реконструкции можно было открыть, как в Праге или Лиссабоне, ресторанчики для туристов, создать в этой части Историческую пешеходную зону с маршрутом посещения снесенных достопримечательностей. Увы, все безвозвратно потеряно…

Фото Вячеслава Мамедова. Слева-направо в переднем ряду- Н.Назарбаев, С.Ниязов и Ч.Овезклычев

Ниязов откровенно занимался фальсификацией истории туркмен. Власть его сменившая занимается тем же самым — идеализацией истории моего многострадального туркменского народа до основания Красноводска.   Нигде в Туркменистане вы сейчас не найдете документов, рассказывающих о подлинном положении туркмен до присоединения этих территорий к Российской империи, территории, на которой при СССР впервые было образовано государство туркмен. Вот что писал в своем письме Александру II Кадыр Мухаммед-хан в июле 1859 года: «Между тем наша страна, будучи без главы, с каждым годом более расстраивается. Туркмены не повинуются одному хану, добрые люди, не находя опоры, не могут наслаждаться благами жизни, злые, не боясь никакого суда и расправы, дерзко делают набеги, убивают, грабят, берут в плен, пересекают торговые пути, зло усилилось, добро подавлено…». Основание Красноводска для туркмен означало переход от мрачного Средневековья к индустриальному развитию. После полного вхождения всех туркменских племен в состав Российской империи здесь наконец-то воцарился мир, были прекращены войны с Персией, междоусобица, грабежи, работорговля. Народ постепенно начал жить, занимаясь «мирными промыслами и ремеслами».

При оценке тех давних событий и их последствий со стороны туркменского руководства было и много откровенных спекуляций о притеснениях и утрате туркменского языка из-за русификации страны. Здесь мы опять сталкиваемся с фальсификацией. Даже при СССР, в период своей максимальной индустриализации, более 70 процентов населения Туркменистана проживало в сельской местности, и для них туркменский язык был родным. В сельских центрах работали школы исключительно с туркменским языком обучения. В городах были открыты и успешно работали русские, туркменские, казахские и узбекские школы. К сожалению, в силу своей националистической ограниченности, Ниязов так и не понял, что для развивающихся стран знание мирового языка, а в Туркменистане – русского языка, не напоминание о колониальном прошлом, а инструмент Просвещения и Прогресса. Это понимали и понимают руководители Индии, Пакистана, франкоязычных стран Африки. Да и в Средней Азии в государствах, где к русскому языку относились с прагматических позиций, сумели добиться наибольших высот как в развитии гражданского общества (Кыргызстан), так и экономики (Казахстан).

К огромному сожалению сейчас можно констатировать, что всеобщее знание русского языка населением Туркменистана, утеряно…

Что касается культуры. После обретения Туркменистаном независимости не было создано ни одного литературного или музыкального произведения, ни одного кинофильма, которые могли бы быть сопоставимыми с произведениями советской эпохи. Не было вообще ничего создано, кроме панегириков в адрес властвующих президентов. Такой же полный застой и в науке, в общественной жизни… За время независимости в области культуры и науки страна была отброшена на десятки лет назад… Это прямые последствия как авторитаризма, так и туркменского национализма, так как национализм всегда более ограничен, чем мультикультурализм. Все эти факторы и определи массовый исход национальных меньшинств из Туркменистана.

Фото Вячеслава Мамедова. Дом градоначальника Красноводска

История Красноводска и его архитектура – это золотой фонд для активного развития международного туризма. Но, чтобы этот фонд действительно стал работать, нужна разработка специального бизнес-проекта с привлекательным названием для инвесторов. В рамках такого проекта можно было бы:

• Создать в Старом городе Исторический центр с развитой индустрией развлечений для туристов: парк исторической реконструкции наиболее важных событий, сети ресторанов, сувенирных магазинов и т.д.;

• Создать копию одного из кораблей, на котором прибывали части экспедиционного отряда Столетова и пришвартовать его на Набережной для посещения. Российские корабелы с удовольствием помогли бы в этом деле;

• Открыть замурованные амбразуры артиллерийской батареи Столетова и установить в них копии орудий;

• В краеведческом музее открыть экспозицию, посвященную первым поселенцам с образцами одежды и военной экипировки;

• Создать 3-D панораму высадки экспедиционного корпуса в штормовую погоду;

• Наладить связь с музеем семьи Столетовых во Владимире;

• Поставить, наконец-то, памятник основателю города Н. Столетову. Памятники основателям городов, если они известны, ставятся во всех цивилизованных странах. Лучшее место — у артиллерийской батареи.

Этот бизнес-проект мог бы объединить туристическую зону в Авазе со Старым городом по схеме: днем туристы отдыхают у моря, а вечером едут отдыхать в Старый город.

Но, конечно, для реализации этих планов необходимо полностью изменить систему въезда в страну и отменить визы для граждан стран СНГ. А для жителей дальних стран предусмотреть возможность упрощенного получения электронных виз. Открытость и только открытость страны позволит развивать туризм и реализовывать в Туркменистане доходные бизнес-проекты в этой области.

источник »

туркменистане отмечать 150-летний юбилей красноводска туркменбаши

туркменистане отмечать → Результатов: 2


Фото:

В Туркменистане не стали отмечать 150-летний юбилей Красноводска (Туркменбаши)

В ноябре исполнилось 150 лет городу Красноводску. Однако туркменская пресса, регулярно сообщающая о культурных и исторических событиях, эту дату проигнорировала. В городе никаких торжеств по этому поводу также не проводилось.

2019-11-30 17:27