2018-7-18 15:48 |
Ата Гарлаев
Второй год подряд президент Туркменистана Гарбангулы Бердымухамедов выражает недовольство развитием агропромышленного сектора, притом что эту сферу полностью контролирует государство. Даже арендаторы земель вынуждены выращивать только те культуры, которые необходимы властям. Постоянный автор «Хроники Туркменистана» Ата Гарлыев подробно рассказывает о работе и доходах арендаторов сельскохозяйственных земель и будущем АПК страны.
О нынешней ситуации в АПК
Начнем с примеров, которые показывают доходы тех, кто занимается в Туркменистане сельским хозяйством.
Фермер Тедженского этрапа, который имеет в аренде 2 га земли, в 2017 году собрал 6 тонн пшеницы, которая закупается по 40 тенге за килограмм. То есть его общий доход за год работы — 2400 манатов. После вычета стоимости воды, семян, удобрений, аренды плуга и комбайнов у него остается 1200 манатов. Правда, после обмола зерна сено можно оставить себе — на корм скотине.
При пересчете на доллары, 1200 манатов это $343 по госкурсу, равному 3,5 манатам за доллар или $66,7 по курсу «черного рынка», который на 16 июля был равен 18 манатам за доллар. Далее указываем только неофициальный курс, так как конвертация по госкурсу в Туркменистане невозможна.
В 2016 году этот же арендатор посадил на земле аналогичной площади хлопок, с которого собрал 5,5 тонн урожая, который сдал по цене 1040 манатов за тонну и получил 5720 манатов, из которых после всех вычетов остается 3600 ($200).
В Фарабском этрапе на участке в 5 га работает семья из трех человек, которая выращивает пшеницу. В этом году в виде чистого дохода они получили 3700 манатов. В прошлом году они высаживали хлопок и заработали 8500 манатов ($472).
При этом нужно понимать, что на урожайность и, в итоге, на прибыль влияют множество факторов: качество арендуемой земли, погодные условия, цена и наличие необходимой техники для аренды и другие.
Дайхане получают оплату за сданный урожай. Репортаж гостелевиденияЧто выращивать на том или ином участке, приказывает руководитель объединения. Однако за взятку этот вопрос можно решить в свою пользу и на небольшом участке выращивать то, что выгоднее.
У всех этих людей имеется домашнее хозяйство: мелкий и крупный рогатый скот, куры, на приусадебных 16 сотках выращиваются овощи, которые затем продаются на рынках. Только возможность получать за эту продукцию наличные позволяет этим людям сводить концы с концами. Раньше арендаторы по краю своего участка, в дополнение к госзаказу, могли для себя выращивать бахчевые и овощи, но им запретили это делать.
На вопрос, почему люди не берут больше земли, отвечают, что не успевают справляться даже с имеющимся объемом, да и в целом на земле работать невыгодно. Слишком много отнимает времени и сил, а прибыль мизерная.
Но при желании, получить дополнительные гектары не составит труда. Считается, что земля уже вся распределена между дайханскими объединениями и свободной земли нет. Но если заплатить, участок тебе найдут. Цены зависят от качества земли и близости источников воды. Система аренды та же, как была с садовыми участками. Между садовым обществом и участником имелся договор на право пользования садовым участком. Найдя потенциального покупателя и получив оплату, договор переоформляется на нового участника садового общества.
Большинство же дайхан, чтобы как-то выжить, пытаются найти другую дополнительную работу. Хорошо, если на территории этрапа имеется хлопкозавод, рисовый или мукомольный комбинат, школы, садики и т.д. Тогда работая там, они могут нанимать батраков для работы на своем поле. Если возможностей для заработка нет, люди уезжают в большие города или за рубеж. При таких грабительских госрасценках на закупку продукции и оказываемых услугах, а также при постоянном росте цен на товары и продукты в последние годы, выращивать пшеницу или хлопок стало совершенно невыгодно.
Шествие в честь выполнения плана по сбору урожая пшеницыКак-то зимой я встретил в Туркменбашинском этрапе Дашогузского велаята фермера, который имеет 100 га. Никогда не подумал бы, что это фермер. Внешне похож на бомжа. Открытая и беззубая улыбка простого работяги старше 50 лет. Бросились в глаза промышленные полусапожки, кажется, американского производства, но не его размера. Его старенький УАЗ был в ремонте и он шел по дороге пешком. Мужчина рассказал, что живет он со своей многочисленной семьей бедно. На вопрос стоит ли этим заниматься фермерством, однозначно ответил, что нет. А самому ему больше деваться некуда.
Что касается общих объемов выращенного урожая, то конкретные цифры вам никто не скажет. Любопытно, что почти все руководители этрапов, имеют неучтенные земли, где дополнительно выращиваются культуры. Это резерв на случай, если госплан не будет выполнен.
Кстати, иностранные компании, закупающие хлопок, отмечают, что его качество снижается. Это происходит потому, что не ведется селекционная работа.
Перспективы
В прошлом материале я писал про безобразное отношение к водным ресурсам, в частности, к коллекторно-дренажным водам. По некоторым подсчетам, цифра дренажных вод, получаемых после использования в сельском хозяйстве,ежегодно составляет до 6 куб. км.
Грядущее глобальное потепление само по себе несет возникновение множества различных локальных проблем в экономике, в сельском хозяйстве, в экологии, уже оказывает и окажет еще больше влияния на жизнь людей и целых государств.
Страна имеет резко континентальный и чрезвычайно сухой пустынный климат. Засуха является почти постоянным явлением на всей ее территории. Дневная температура воздуха летом часто превышает +40, а иногда и +50 в юго-восточной части Каракумов. На севере зимой столбик термометра иногда опускается до -35. Значительная тенденция к потеплению в стране наблюдается с 1950 года, при этом средняя температура увеличилась более чем на 2 градуса. Повышение температуры сопровождается снижением количества осадков, что усугубляет проблемы. По прогнозам ученых, это приведет к увеличению засушливости и ускорению процессов опустынивания. В обозримом будущем ожидается сокращение речных стоков (Амударья, Мургаб, Теджен, Кушка, Сумбар, Этрек). Сегодня Амударья дает 88% от общего объема водных ресурсов (25 куб км). Увеличение скорости испарения повысит потребность в воде и в то же время будет способствовать сокращению количества воды, пригодной для орошения. По оценкам узбекских ученых, сегодняшний сток Амударьи, предположительно, снизится на 15% к 2050 году. Это, естественно, приведет к увеличению спроса на воду.
80% территории Туркменистана состоит из низменных и полупустынных равнин. Почвы мягкие и песчаные, с высокими температурами на поверхности, что приводит к значительным потерям оросительной воды при инфильтрации в глубокие слои почвы, недоступные корням сельскохозяйственных культур. Этот же факт ограничивает развитие растительности. Около 1,7 млн га орошаются. Сегодня сельское хозяйство, составляя 10% ВВП и давая работу свыше 50% населения, является основным потребителем воды, поэтому наиболее подвержено влиянию изменения климата.
В аграрном секторе традиционно преобладали культуры, выращиваемые по госзаказу — хлопок и пшеница. Это привело к бесхозяйственному и неэффективному отношению и использованию водных и почвенных ресурсов. То есть полив производится дедовским методом несмотря на то, что в мире уже давно существуют современные технологии и практики орошения с минимальными затратами воды. Но почему-то у нас эти инновационные подходы до сих пор не внедрены. Хотя именно в таких экстремальных условиях ведения хозяйства они должны быть востребованы в первую очередь.
Во всех регионах имеет место порочная практика распахивания и эксплуатации все новых (целинных) неучтенных земель, которые после нескольких лет использования забрасываются. После этого земля засаливается, подвергается эрозии и деградирует, что способствует опустыниванию почвы. Таких испорченных земель уже десятки и сотни тысяч га. В результате сокращается площадь пастбищ, что ведет к снижению животноводства.
О чем все это говорит? О том, что, к сожалению, у туркменской земли до сих пор нет хорошего хозяина, который будет думать и жить не только сегодняшним днем в виде госпланов и погоней за урожаем, но и будет думать о будущем, тем более, что завтра, в свете климатических изменений, а особенно в свете бездеятельности властей, не слишком светлое и обнадеживающее.
источник »