2018-7-18 18:52 |
10 июля в отделении ООН в Женеве состоялись слушания доклада правительства Туркменистана по CEDAW (Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин).
Доклад представил глава официальной туркменской делегации, заместитель министра образования Мердан Говшудов.
Накануне, 9 июля, представители Туркменской Инициативы по Правам Человека провели брифинг для членов Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Правозащитники дали ответы на многочисленные вопросы по ситуации с правами женщин в Туркменистане, как по докладу, представленному ранее в Комитет ООН (прилагается), так и по проблеме в целом. Так же были даны и рекомендации, которые были использованы членами комитета во время встречи с официальной делегацией туркменского правительства.
Доклад ТИПЧ можно скачать здесь.
Кроме Говшудова в официальную делегацию входили:
Атагельды Халджанов – Посол, Постоянный Представитель Туркменистана при Отделении ООН в Женеве;
Батыр Оразов – заместитель директора Туркменского Национального института демократии и прав человека при Президенте Туркменистана;
Байлы Сейилов – представитель Меджлиса Туркменистана;
Сельви Сысоева – главный специалист отдела социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Туркменистана;
Бахар Сердарова – Главный специалист Союза Женщин Туркменистана.
Вопреки ожиданиям не приехала в Женеву туркменский Омбудсмен Яздурсун Гурбанназарова, хотя свое выступление глава делегации начал именно с новости о том, что в Туркменистане была учреждена должность уполномоченного по правам человека. Отсутствие омбудсмена в составе делегации Говшудов не объяснял.
10 июня, после получасового вступительного доклада Мердана Говшудова о ситуации с правами женщин, члены комитета ООН получили возможность задавать свои вопросы туркменской делегации.
Постпред Туркменистана при Отделении ООН в Женеве — Атагельды ХалджановНеобходимо отметить, отвечать на вопросы представители Туркменистана начинали с долгого цитирования законов и национальных программ без конкретных ответов. Председатель заседания несколько раз прерывала такие выступления с просьбами перейти к сути. Эксперты, задававшие вопросы тоже повторяли их по нескольку раз, пытаясь добиться внятного ответа. При «неудобных» вопросах, слово брал Атагельды Халджанов (постпред Туркменистана при ООН в Женеве), который уверял, что работа в этом направлении ведется и все запрашиваемые данные будут предоставлены позже в письменном виде.
Приводим тезисно некоторые вопросы и ответы. К сожалению, мы не можем указать конкретные временные отметки на видео в связи с тем, что вопросы повторялись по нескольку раз и ответы на некоторые из них давались частями в ходе всего заседания.
Насколько независим аппарат Омбудсмена, источники финансирования аппарата и достаточно ли работников в аппарате?
— Аппарат финансируется государством и укомплектован на достаточном уровне.
Поступила информация о репрессиях в отношении женщин-правозащитников. Можете ли вы прокомментировать ситуацию?
Отвечая на вопрос об опасностях работы женщин-правозащитников, представитель Туркменистана рассказала о работе союза женщин Туркменистана, не ответив на поставленный вопрос даже после повторной просьбы уточнить.
Существует ли в госучреждениях Туркменистана дресс-код для женщин? Обязаны ли женщины носить национальную одежду и запрещается ли им красить волосы и ногти?
— В стране ведется борьба за сохранение культуры и национальных традиций, а национальную одежду женщины носят добровольно, потому что она удобная.
Привлекаются ли женщины к принудительному труду на хлопковых полях?
— В Туркменистане законодательно запрещено использование детского труда.
Но речь о женщинах.
— В Туркменистане никто не привлекается к работам без оплаты труда [размер оплаты труда не уточнялся].
В официальном докладе Туркменистана указано, что на телефоны горячей линии помощи женщинам при домашнем насилии и похищении [речь идет о торговле людьми] поступило более 3 тыс. звонков, при этом вы утверждаете, что было заведено всего лишь одно дело. Нет ли здесь несоответствия?
— Многие звонят за консультативной помощью. Количество звонков не отображает реальное количество преступлений. Что касается проституции, в Туркменистане этот вопрос не стоит так остро.
Сколько центров помощи женщинам, пострадавшим от семейного насилия существует в Туркменистане, в том числе в отдаленных регионах?
— Мало, но мы работаем над увеличением их количества.
Как обстоит дело с выдачей гражданства? В частности, детям, рожденным в Туркменистане вне зависимости от наличия гражданства у родителей.
— Уважаемый президент регулярно дает гражданство лицам без такового. Туркменистан из гуманных соображений предоставил гражданство 18 тысячам человек. Мы работаем над законодательной базой для беженцев, которых никто не притесняет.
Ведется ли работа по информированию девушек и женщин о женском здоровье и проблемах ЗППП (заболеваниях, передающихся половым путем)? Можете ли вы предоставить статистику о количестве заболеваний СПИДом?
— Мы регулярно проводим мероприятия по информированию и половому воспитанию молодежи, показываем им фильмы и раздаем брошюры.
Насколько просто нуждающимся женщинам получить помощь от государства. В частности, есть ли возможность найти работу у женщин-инвалидов?
— ВВП на душу населения у нас выше среднего и о нищете и бедности в Туркменистане речи не идет. У нас есть кодекс о социальной защите населения и закон о государственном пенсионном страховании. Нуждающимся выплачиваются пособия, в том числе и по инвалидности [размеры не уточняются]. Безработные могут трудоустроиться через биржи труда.
Насколько серьезно вы рассматриваете проблему домогательств к женщинам на работе?
— Серьезно, вплоть до уголовного преследования. Но домогательств в Туркменистане не зафиксировано.
Нам сообщают о препятствовании со стороны представителей властей гражданам Туркменистана, пытающимся заключить брак с иностранцами.
— Никаких препятствий нет. Вопрос регулируется семейным кодексом. Туркменские посольства должны выдавать гражданам страны необходимые справки для заключения брака с иностранцами. Лично ехать за документами в Туркменистан не обязательно.
Как обстоят дела с детскими садами?
— Садов хватает и в крупных городах, и в селах. Они находятся на гособеспечении. Прием в сады начинается с полутора лет, но мои внучки пошли с года.
За кадром Сельви Сысоева: «Е* твою мать, блин!» (на 1:17:11 второй части заседания).
Глава отдела соцзащиты Минтруда и соцзащиты населения Туркменистана — Сельви Сысоева—
Помимо этих, представители туркменской делегации проигнорировали ряд вопросов. В частности, несмотря на многочисленные попытки экспертов выяснить, когда будет разработан и принят закон о домашнем насилии, этот вопрос так и остался без ответа.
источник »