О проблемах национальных меньшинств в Туркменистане. От читателя

2018-11-25 14:47

Сообщение было получено редакцией «Хроники Туркменистана» от одного из читателей. Для удобства чтения публикуется с минимальными правками грамматических и стилистических ошибок, без искажения смысла.

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Не знаю, что побудило меня написать вам это письмо: отчаянье, злость, полное понимание абсурдности всей ситуации, хрупкая надежда на улучшение… Но, к сожалению, ситуация такая, что молчать больше невозможно.

Сегодня в стране пенсии на уровне 250-300 манатов, зарплаты – 600-700… Но посмотрите на рынки: у нас, в Чарджоу (Туркменабаде), уже лепешка (тамдыр наны) стоит 5 манатов! Ну, когда такое было вообще?! Люди распродают все имущество, лишь бы прокормиться, да не умереть с голоду. Та часть молодежи, что учатся за границей, не могут снять жалкие $15 в сутки, даже с комиссией в $3,50 за каждое снятие.

Сегодня люди жалуются, что сытные времена прошли, Алтын Асыр закончился и во всем виновата проклятая Азиада. Но, помилуйте, разве все проблемы начались только с приближением Азиады, то бишь с 2016 года и далее?! Нет! Все началось гораздо раньше… Еще с 1992 года, когда Ниязов начал осознавать, что теперь нет башлыка в Москве и теперь он сам себе башлык. Сначала отменил весь соцпакет работающих граждан, потом убил систему образования со своим «Тазе билимом», а «Тазе оба» окончательно загубила сельское хозяйство и колхозы… Но глаза людей были закрыты «бесплатными благами»: водой, газом, электричеством, солью. Люди были ослеплены «бесплатным сыром», напрочь забывши, где бывает этот самый бесплатный сыр…

И между тем, поверив сказке «нейтральности», мы проспали в 1995-м прекращение железнодорожного пассажирского сообщения с Россией (именно туркменские поезда тогда прекратили движение в РФ, транзитные еще несколько лет просуществовали ), в 1998-м выход из безвизовой зоны СНГ, в 2002-м грандиозный спектакль «Санджар 25» и последовавшие за ним окончательные похороны всех надежд на путь к демократии, в 2003-м «обмен газа на бипатридов» в 2004-м закрытие «Маяка», 2005-м окончательный выход из СНГ (правда, на бумаге остались ассоциированным членом), в 2006-м фееричный дворцовый переворот, в 2013-м окончательный развал межгосударственных отношений с Узбекистаном (да-да, именно межгосударственных, у руководителей могут быть самые теплые ЛИЧНЫЕ отношения, но это ТОЛЬКО ИХ ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (в связи с отменой трехдневного безвиза для приграничных районов), с 2014 года все более обостряющуюся ситуацию на границе с Афганистаном, с 2016 года развал финансовой системы, в том же 2016-м “без шума” отменили последний безвиз с Казахстаном для приграничных областей, в 2017-м упало сельское хозяйство, и уже с 2018 года идет начало ТРИУМФАЛЬНОГО ШЕСТВИЯ продовольственного кризиса – геноцида. И дальше – больше.

После смены руководства соседнего Узбекистана многих людей в Туркменистане начали волновать вопросы открытия границ, начала восстановления контактов с соседями по примеру хотя бы соседнего Узбекистана. Но, увы, лежащим под деревом с фразой «алма биш – агзыма дюш» (зрей яблоко и падай мне в рот, – ред.) все эти помпезные встречи, высокопарные слова и объятия ничего не принесли.

Теперь о совсем новом. С 21 ноября в нашей стране пребывает Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств. И в этой связи, хочется отметить: о каких правах национальных меньшинств можно говорить в этом государстве?! Вспомните, ведь, именно с 1990-х годов начали планомерно уничтожать всю многонациональную культуру, образование, науку, искусство, да и само бытие многонационального народа Туркменистана, пытаясь из него вылепить полностью поданную, молчаливую, трусливую, рабскую туркменскую нацию Золотого века. Отчасти это, к сожалению, у них получилось. Сегодня огромная часть молодежи не знает подлинную историю Отечества, не знает, кем были огузы, и вышедшие от них автохтонные тюркские народы, какой моральный облик, незаменимые черты характера и принципа присущи туркменскому народу, его извечное стремление к свободе и независимости. Сегодня большинство молодежи не знает, что такое толерантность и терпимость, многонациональность и поликультурная среда. Их этому не учили. Чего скрывать, меня самого в школе не учили ни истинным туркменским национальным традициям, ни науке, я уж молчу про многообразие нашей страны – об этом и речи нет в учебниках.

Но все же, где мы ошиблись, я все пытаюсь понять, дорогая редакция. И в этот момент вспоминаю Германию 1930-х годов. Ведь, не было бы ни Холокоста, ни концлагерей, если бы тогда, в 1930-х, немцы не позволили сжигать книги, ведь сжигание книг это и есть первый шаг к сжиганию людей, целых сел, городов и народов. История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Но все же, ответ о нашей всеобщей ошибке очевиден для меня – МЫ ПОЗВОЛИЛИ ЗАКРЫВАТЬ узбекские, казахские, русские школы, газеты и журналы, а потом они (власть, которая является самой настоящей антитуркменской и антинародной) пришли за нами, уничтожая каждое национальное меньшинство, как и весь народ вообще.

Поэтому мы сегодня пришли к тому, что в большинстве своем узбекоязычном городе Ташаузе учительницу-узбечку заставляют писать объяснительную только за то, что она посмела навязываемый ей туркменский платок «ойме» завязать на узбекский манер, или, в некогда интернациональном Чарджоу, кассиршу-татарку в конторе выгоняют с работы за то, что отказалась завязывать «ойме» или надевать «яктак» (ектак – дон)с вышивкой.

Да, господа, мы пришли туда, куда хотели. Ибо, наша всеобщая боязнь или точнее боязнь большей части населения привела к этому всему. Сегодня Туркменистан – это страна, куда не ходят поезда, не летают самолеты (кроме Ашхабада), где не ждут туристов и стараются своих граждан не выпускать, это государство, ворующее деньги собственных граждан, не способное обеспечить студентов за границей их же деньгами. Эта власть своей политикой самоизоляции довела страну до пропасти. Национальные меньшинства, равно как и туркмены, сегодня находятся в состоянии полного паралича, комы, спасти из этого состояния нас всех сможет лишь наше единство, наша любовь, наша дружба.

Дорогая редакция, пользуясь случаем, хочу обратиться к туркменскому народу! Дорогой туркменский народ, пора вставать с колен, объединись в один кулак, не время на «тирепаразлык» отвлекаться, возьми себя в руки, вспомни, кто твои предки, вспомни, кто ты есть! Помоги своим братьям – русским и русскоязычным, узбекам, казахам, белуджам, персам, афганцам, курдам обрести права на родной язык, свою культуру, школы, традиции, на доступ к карьерной лестнице. Ведь восстанавливая русские школы, ты выражаешь свою благодарность первым русским учителям, работавшим в первых школах, ты признаешь высокую роль первых учителей ликбезов и национальных школ – татарских учителей, приехавших сюда бороться с безграмотностью. Помогая узбекам, ты спасаешь не только их культуру, школы и самобытность от уничтожения, ты спасаешь свою страну и ее целостность от развала и краха!

Все нации и народности нашей страны – это оплот единства нашей страны и ее целостности, помни об этом, дорогой туркменский народ! А всем национальным меньшинствам я желаю стойкости, единства, сохранять и передавать своим детям традиции и обычаи ваших народов, национальные костюмы и языки. Ведь, помня свое родное, чтя традиции страны проживания, борясь за равноправие и демократию, мы сможем выйти из этого самоизоляционного тупика!

Всем добра и мира!

С теплой верой, из Чарджоу, Мердан.

источник »

проблемах национальных меньшинств туркменистане читателя

проблемах национальных → Результатов: 1


О проблемах национальных меньшинств в Туркменистане. От читателя

Сообщение было получено редакцией «Хроники Туркменистана» от одного из читателей. Для удобства чтения публикуется с минимальными правками грамматических и стилистических ошибок, без искажения смысла.

2018-11-26 14:47