2019-11-18 16:43 |
Руслан Тухбатуллин
Госинформагентство ТДХ, а вслед за ним и все остальные проправительственные туркменские издания, начали публиковать свою интерпретацию отчета МВФ по итогам рабочего визита экспертов фонда в Туркменистан.
Отчеты фонда действительно нужно «интерпретировать», так как пишутся они очень мягко и обтекаемо, без резких оценок и критики. Это, впрочем, ожидаемо, МВФ – не политическая организация, в ее задачи не входит критика правительства.
Но даже несмотря на попытки скрасить выводы МВФ, обзор, если убрать из него лишнюю «воду», получился очень коротким и умещается в три тезисных абзаца:
«По завершении визита миссия МВФ опубликовала на сайте организации пресс-релиз, в котором отмечается, что Туркменистан продолжает следовать стратегии обеспечения экономического роста за счет инвестиций с опорой на политику импортозамещения и стимулирования экспорта, целевое льготное кредитование и вытекающие из этой стратегии масштабные меры валютного контроля в отношении международных операций и платежей.
Все это позволяет ожидать, по экспертному мнению, рост реального ВВП страны за 2019 год в 6,3%. Прогнозируется также повышение объемов экспорта.
Выражена поддержка дальнейших реформ для активного развития частного сектора и диверсификации экономики, создания условий для конкуренции».
Здесь, однако, не обошлось без манипуляций. Первый абзац является полной копией тезиса, обозначенного в пресс-релизе фонда. На ТДХ он, однако, представлен так, что именно эта политика ведет к росту ВВП. На самом деле контекст тут прямо противоположный. Если учитывать прошлые отчеты МВФ, которые публикуются каждые полгода, то можно сделать вывод, что Туркменистане «продолжает следовать своей стратегии», хотя эксперты фонда рекомендуют от такого подхода отказаться:
«Сокращение присутствия государства и открытие экономики для конкуренции важны для повышения экономической эффективности и развития рынка. Кроме этого, поэтапный отказ от дешевого целевого кредитования помог бы наиболее продуктивно использовать финансовые ресурсы и создать более эффективную финансовую систему на рыночных принципах».
Что касается роста ВВП на 6,3%, то цифра эта довольно лукавая. Эксперты МВФ не проводят собственных экономических исследований в Туркменистане и работают с вводными, предоставленными государственными органами, которые совершенно не чураются различного рода приписок для представления более благодатной картины.
Если все же, хоть и с некоторым скептицизмом, но учесть представленные данные по номинальному объему ВВП, то объем валового продукта в 2019 году составит $45,3 млрд, это больше, чем годом ранее – $40,76 млрд и на 26% больше, чем в 2015 году, когда ВВП был равен $35,8 млрд. Казалось бы, хороший рост, однако в отчете МВФ не представлен 2014 год, когда ВВП был равен $43,5 млрд. То есть мы только сейчас вернулись к объемам производства пятилетней давности? Нет, не вернулись. Дело в том, что ВВП пересчитывается на доллары по государственным курсам валют. В 2014 году доллар стоил 2,75 маната, а в 2019 официально стоит 3,5 маната, а на «черном рынке» его стоимость перевалила за 19 манатов. Соответственно, ВВП в пересчете на рыночный курс валюты в 2019 году будет равен $8,34 млрд (уровень 2005 года). В пять раз меньше, чем пять лет назад. Разумеется, полагаться на «черный курс», непонятно кем и каким образом регулируемый, как на объективный показатель ценности маната, нельзя, но все же даже дипломатичные эксперты МВФ уверены, что туркменская валюта «существенно» переоценена.
Переоцененность маната негативно влияет и на неуглеводородное производство и экспорт, пишет МВФ. В свою очередь ТДХ отвечает, что «значительная часть капиталовложений направляется на развитие производств по переработке углеводородного сырья и выпуску продукции высокой добавленной стоимости, наращивание мощностей электроэнергетики, химической индустрии, расширение транспортно-коммуникационного комплекса». То есть вместо поиска альтернативных источников дохода внутренние инвестиции идут на те же нефть и газ, падение цен на которые и привели туркменскую экономику в нынешнее ее состояние.
Причем вложения эти, судя по результатам заседания Кабинета министров по итогам развития за 10 месяцев текущего года, отдачи не приносят, нефтегазовое производство отстает от плана, а продукция нефте- и газопереработки спросом на международных рынках не пользуется.
Судя по игнорированию правительством Туркменистана большинства предыдущих основополагающих рекомендаций фонда, вряд ли можно ожидать, что на этот раз экономическая политика будет пересмотрена. В этом случае, как заявила глава делегации МВФ Наталия Тамириса, «при сохранении текущей политики экономический рост в среднесрочной перспективе, как ожидается, станет более умеренным». Что на языке дипломатии означает «более умеренный рост», догадаться не сложно.
источник »