2016-5-5 11:49 |
Иллюстрация vasya-lozhkin.livejournal.com
Виталий Волков
Спецслужбы Туркмении, Узбекистана, Таджикистана усилили давление на политэмигрантов, бежавших в Россию, в Турцию, в страны ЕС. Для этой цели используются разные схемы и методы.
Участники международной правозащитной кампании «Покажите их живыми» выступили в конце апреля с заявлением, в котором приводят факты оказания давления на территории России на туркменского диссидента Акмухаммета Байханова и опального конезаводчика Гельды Кяризова. Речь идет о прямых угрозах в их адрес и о нападении на сестру жены Кяризова. При этом, как утверждается, российские правоохранительные органы инцидент не расследуют.
Тактика Туркменбаши?
В сообщении также говорится, что «по имеющимся данным, в руководстве туркменских спецслужб обсуждаются возможные сценарии нападений и похищений диссидентов на территории России и других стран с использованием уголовников или наемников из Турции и Украины. Источники сообщают, что предложение о возобновлении операций такого рода, практиковавшихся во времена президента Сапармурада Ниязова, получило одобрение на политическом уровне в конце 2015 года».
Глава правозащитной организации «Туркменская инициатива по правам человека» (ТИПЧ) Фарид Тухбатуллин, живущий в Вене, подтвердил, что в последние год-полтора он наблюдает определенное обострение в этом отношении. «Пять лет назад я с этим сталкивался лично, потом было спокойно, а сейчас снова стала поступать информация, что на меня готовится или по крайней мере готовилось покушение с целью физического устранения. Такие слухи ходят не только в отношении меня. Оценить реальность этой угрозы трудно, потому что, возможно, спецслужбы специально распространяют такую утечку, чтобы диссиденты за рубежом испытывали страх», — сообщил он в интервью DW.
Правозащитник считает, что нынешнее обострение связано с тяжелой экономической ситуацией в Туркмении, власти которой опасаются волнений, и в качестве превентивной меры пытаются воздействовать на своих явных оппонентов.
СНГ, Турция, Швеция, далее везде
Атаки идут и на граждан Узбекистана и Таджикистана, дополняет коллегу президент ассоциации «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA) Надежда Атаева. По ее словам, если раньше это в основном ощущалось на территории постсоветского пространства, то сейчас это происходит повсеместно, в том числе и в Европе. Она напоминает, что в феврале 2012 года в Швеции было совершено покушение на политического эмигранта из Узбекистана Обидхона Назарова, в результате которого он получил тяжелое ранение.
«Недавно завершился судебный процесс над киллером Юрием Жуковским, гражданином Узбекистана, скрывавшемся в России. Его выдали оттуда в Швецию и там приговорили к длительному сроку заключения. В отношении ряда других лиц продолжается следствие. Другой случай произошел в марте 2015 года в Турции, где был убит оппозиционный лидер Умарали Кувватов. Это был, с одной стороны, демонстративный акт расправы, а с другой — достаточно сложная операция спецслужб Таджикистана», — указывает глава AHRCA.
Руками бизнесменов и уголовников
Одна из схем, по которым осуществляются расправы, заключается в том, что внешне покушение на диссидента выглядит так, будто в нападении участвуют исключительно представители уголовной среды. «Но случай с Назаровым показал, что все сложнее. В Узбекистане был задержан один из известных предпринимателей. Условием его освобождения власти поставили финансирование покушения на нескольких граждан Узбекистана, которые живут за границей. Он принял этот заказ и нанял соответствующих людей», — поясняет Надежда Атаева.
Она подчеркивает, что еще за год до покушения Назаров стал замечать за собой слежку и получать письма с предупреждениями об опасности от людей, которые называли себя его последователями. «Кувватову тоже сообщали, что в отношении него есть угроза убийства, он мне это говорил сам», — говорит правозащитница.
Надежда Атаева отмечает, что в течение последних двух лет, после того как началось международное расследование уголовных дел, возбужденных в отношении Гульнары Каримовой, участие в нем политических эмигрантов, бежавших из Узбекистана, тут же отражается на их безопасности. «Я это испытываю на себе. Давление выражается в том числе в реальных угрозах, которые исходят не только от анонимов и троллей, а от людей, которых я достаточно хорошо знаю. Я получаю эти угрозы не только по электронной почте, но и через посредников», — продолжает собеседница DW.
«Наша организация получила неопровержимые доказательства того, что узбекские спецслужбы сегодня действуют так: они задерживают родственников политического эмигранта, а через них шантажируют его с целью заставить установить связь с посольством Узбекистана. А дальше идет принуждение его к сотрудничеству, в том числе — к содействию в оказании давления на других активистов в среде беженцев. Он начинает следить за ними, составлять списки, скрытой камерой фотографировать участников различных мероприятий и передавать фотографии сотрудникам узбекских спецслужб. Похожую схему используют и в Таджикистане», — утверждает Надежда Атаева.
«Кобра» начеку
Фарид Тухбутуллин говорит, что при поступлении угроз он и его коллеги обращаются в полицию Австрии. «Подразделение «Кобра», специализирующееся на борьбе с терроризмом, нас защищает, полиция отслеживает тех, кто пытается следить за нами и угрожает нам. Кроме того, по дипломатическим каналам австрийский МИД в случае появления подобной информации информирует власти Туркмении о недопустимости такого поведения», — говорит глава ТИПЧ.
«Через интернет нам регулярно поступают угрозы. Чтобы определить, кто на самом деле за ним стоит — просто недовольный нашей работой или спецслужба — нужно иметь хорошие программы и программистов. Нам это не по карману. Но полиция этим занимается. Иногда ей удается отследить, что угрозы поступают регулярно с одних и тех же адресов. Тогда это, скорее всего, связано со спецслужбами. Некоторые адреса базируются в Ашхабаде, некоторые в Москве, есть такие адреса и в Германии. Конкретизировать это я пока не стану», — сказал Фарид Тухбатуллин в интервью DW.
Надежда Атаева сообщила DW, что французские власти также адекватно реагируют на сообщения об угрозах в адрес политэмигрантов, и в целом в Европе после покушения на Назарова к этому стали относиться серьезнее, чем прежде. AHRCA ведет работу с привлечением экспертов по анализу адресов, с которых поступают угрозы диссидентам. «Думаю, что достаточно скоро мы сможем проинформировать общественность о результатах и привлечь к ответственности людей, которые в угрозах задействованы. Нам известно, что в двух странах ЕС уже возбуждены уголовные дела в отношении граждан Узбекистана, которых обвиняют в том, что они являлись осведомителями узбекских правоохранительных органов», — сказала Надежда Атаева.
Истчоник: Deutsche Welle
источник »