2016-6-8 10:18 |
В воскресенье, 5 июня, на западе Казахстана, на город Актобе (270 километров от Оренбурга, 102 — от границы с Россией), был совершена террористическая атака со стороны группы из 27 человек. Они ограбили оружейные магазины и попытались захватить воинскую часть, убив при этом шесть человек. Поиски нападавших продолжаются, но пока никто не может до конца сказать, какие силы стоят за атакой.
Внезапная атака
Приблизительная картина произошедшего следующая. Известно, что около 14:00 (полдень по московскому времени) несколько человек совершили налет на два оружейных магазина в разных частях Актобе. В одном из них был убит продавец и посетитель, в другом — еще один посетитель. При попытке оказать преступникам сопротивление были ранены трое полицейских, а также еще один покупатель в магазине.
После этого неизвестные попытались атаковать воинскую часть 6655, расположенную в районе Жилгородок. В сети широко распространен ролик захвата пассажирского автобуса, который использовался как таран для штурма воинской части. «Для нападения на воинскую часть преступники захватили маршрутный автобус, высадили водителя и пассажиров, а затем автобусом протаранили ворота, где, проникнув на территорию, открыли беспорядочную стрельбу, убив трех и ранив шестерых военнослужащих», — цитирует «Интерфакс» пресс-секретаря МВД Алмаса Садубаева. При атаке были сразу убиты майор внутренних войск, а также два солдата.
Полицейские и военные в ходе всех нападений смогли убить четверых нападавших, семерых задержали (из них двое — ранены), еще 10 (так в официальном сообщении МВД) скрылись: по информации total.kz, преступники захватили маршрутный автобус №16 и вместе с заложниками отправились в сторону села Махамбетовка, что в 20-25 километрах от города. Еще пятеро нападавших, по информации СМИ, были убиты в ночь на понедельник. Всего, по данным правоохранительных органов, в нападении на город участвовало 27 человек.
С учетом погибших с обеих сторон убитыми считаются 17 человек. 22 человека было ранено. В городе введен максимальный — красный — уровень террористической опасности: полицейским и военным позволено вообще все — вплоть до обысков в любом доме и проверки любых электронных носителей. Из крупных торговых центров в массовом порядке была проведена эвакуация посетителей. Произошедшее официально терактом пока не признано, однако таковым его уже назвал спикер Сената Касым-Жомарт Токаев.
СМИ распространили в сети видео с камер наружного наблюдения оружейного магазина «Паллада»: на нем не менее десятка людей с ружьями в руках выходят из магазина и спокойно направляются в сторону жилых массивов (МВД назвало это видео «кадрами из сериалов»). В сеть также «утекло» изображение двух убитых преступников, а также фото ещё неких двоих людей, лежащих на земле и смотрящих в камеру. Рабочая версия правоохранительных органов — преступники являются представителями нетрадиционных и радикальных религиозных течений (в СМИ несколько раз мелькнуло слово «сектанты»). В представленных фото у живых и мертвых людей есть бороды, которые, по идее, дают основания говорить о том, что это представители ваххабитского течения. Однако каких-либо других убедительных доказательств того, что это религиозные фанатики, МВД не представило.
По сообщениям местных жителей, в городе наблюдаются перебои с интернетом и связью. Над Актобе в ночь на понедельник барражировали военные вертолеты. Минобороны сообщило, что все воинские части страны приведены в полную боевую готовность, а из Астаны в Актобе был отправлен Ил-86 со спецотрядом быстрого реагирования.
В понедельник, 6 июня, с утра был оцеплен микрорайон «Нур Сити», в районе которого, по словам очевидцев, были слышны выстрелы. К обеду стало известно о перестрелке полицейских с нападавшими на город. Три человека были ранены, один впоследствии умер на операционном столе.
Ожидаемая неожиданность
Эксперты из Казахстана признают, что произошедшая атака оставляет больше вопросов и «логических дыр», чем ответов, поэтому и версий может быть очень много.
Так, председатель Бюро по правам человека Евгений Жовтис говорит, что речь в данном случае может идти о внутрирегиональных разборках элит, которым придается форма террористических атак, тем более что регионализация страны и борьба внутри кланов в последнее время резко усилилась — особенно на фоне митингов «по земельному вопросу». Этой ситуацией вполне мог воспользоваться кто-то на местном уровне.
«Мне не очень понятны цели нападавших, — говорит Жовтис. — Есть два варианта: либо ты хочешь всех запугать, либо передать политический месидж с созданием какого-то конфликтного очага. Здесь требований нет вообще никаких. Здесь мы имеем непонятное ограбление оружейных магазинов, а затем попытка атаки военной части — видимо, для демонстрации своих возможностей. На основании этого всего нам говорят, что это были какие-то религиозные экстремисты, но по имеющимся видео совершенно непонятно, так ли это».
Правда, для региональных разборок подобная атака выглядит совсем уж дерзко — даже с учетом казахстанских реалий. Поэтому часть экспертов говорит о том, что в Актобе могло быть разбужено экстремистское бандподполье, которое ждало удобного момента, чтобы нанести удар такой же, как и 5 лет назад. «Долгое время власти отрицали вообще саму возможность террористических актов в стране, которую пиарили всему миру как «островок стабильности», — пишет политолог, директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев. — Затем, после первых терактов, убеждали всех, чтобы там было больше криминала, чем какой-то, пускай и развращенной, но идеологии. Параллельно с этим шло ослабление легальной оппозиции, что освобождало место для радикалов. Ведь природа не терпит пустоты. То есть властям надо было не митингующих вязать на площадях и видеть везде майданы, а реальных экстремистов ловить, оказавшихся той самой «пятой колонной», о которой так любят рассуждать некоторые провластные СМИ. Эти уж точно разрешения на проведение любого митинга брать не будут».
Еще одна версия — рефлекторный ответ нападавших на некое действие со стороны полиции. «Я думаю, что это местные ребята, которые до поры, до времени были «в спящем режиме», — говорит корреспонденту «Новой» политолог Айдос Сарым. — У нас в 2011-2012 году определенная работа была проведена, и в том же Алматы, например, многих заставили сбрить бородки, но при этом все эти группы все равно находились в состоянии некоей автономности. Возможно, некие стандартные действия полиции могли сподвигнуть такие группы на ответный удар». Косвенным подтверждением этой теории как раз и может служить некая бесцельность и рефлекторность действий нападавших. Однако это не отрицает того, что подобная ситуация может повториться: в 2011 году, после теракта в Актобе, по стране прокатилась целая волна чрезвычайных происшествий — при этом все тоже формально началось с ответной реакции на действия полиции в отношении сторонников нетрадиционных религиозных течений.
Как бы там ни было, даже спонтанная атака 27 человек, по сути, парализовала целый город. «Я еще несколько лет назад писал, что даже для Алматы достаточно 40-50 нападающих человек, чтобы посеять хаос, — говорит Айдос Сарым. — Вот примерно это мы сейчас и наблюдаем».
Соединение несоединимого
Провал казахстанских спецслужб, безусловно, очевиден в части того, что в последние полтора месяца МВД, КНБ и Генпрокуратура занимались исключительно митингами по «земельному вопросу» и попытками построить на этом теорию о казахстанском «Майдане» и попытке свержения власти Нурсултана Назарбаева. Именно поэтому эксперты полагают, что нынешняя атака может быть увязана с земельными протестами и использована против протестующих. «Ситуация может быть использована для дальнейшего закручивания гаек в отношении активистов под соусом того, что сейчас не до либерализма, идет борьба с терроризмом», — опасается Евгений Жовтис. «Те люди, которые хотели выступать на митингах, они хотели решать вопрос мирным путем, — говорит Айдос Сарым. — Экстремисты же не хотят вообще ничего, кроме насилия, так что ситуация тут несколько иная. Однако у кого-то желание увязать эти события, думаю, появится, и мы еще увидим по телеканалам рассказы [о связи атаки в Актобе и митингов «по земельному вопросу»]».
Если такое произойдет, это станет, по словам полковника КНБ в отставке Арата Нарманбетова, «верхом деградации». Но для казахстанской официальной пропаганды нет ничего невозможного. Правда, пока телевизионщики больше отмалчиваются: на некоторых каналах о событиях в Актобе не было сказано вообще ничего, а местные каналы ограничились коротким спецвыпуском новостей и постоянной бегущей строкой о нежелательности выхода из дома.
Впрочем, одного подозреваемого в организации последних событий в Казахстане власти Казахстана уже, кажется, нашли. В понедельник днем стало известно, что Комитет национальной безопасности страны обвинил в подготовке митингов по земельному вопросу, а также в подготовке к свержению власти и установлению «временного правительства» бизнесмена Токтара Тулешова из Шымкента, задержанного в начале марта по подозрению в хранении оружия и наркотиков.
«План его действий предусматривал дестабилизацию обстановки в стране путем создания очагов напряженности, организации акций протеста и массовых беспорядков, на фоне которых он планировал сформировать так называемое альтернативное правительство и изменить структуру действующей власти. Нами получены доказательства, что акции протеста против так называемой земельной реформы, которые прошли в Атырау, Астане, Алматы, Уральске, Кызылорде, были инспирированы и профинансированы Тулешовым еще в декабре 2015 года», — заявил на брифинге официальный представитель КНБ Руслан Карасев.
Кроме того, вместе с Тулешовым, который был известен своим пивным заводом в Шымкенте и связями в Госдуме России, были задержаны бывший первый заместитель Генпрокурора страны Ильяс Бактыбаев, бывший начальник Департамента внутренних дел Южно-Казахстанской области генерал-майор Хибратулла Доскалиев, а также ряд командиров войсковых частей министерства обороны Казахстана. Все они подозреваются в попытке захвата власти и организации массовых беспорядков. Напрямую обвинение в подготовке атаки на Актобе им пока не предъявлено — однако мало кто сомневается, что спецслужбы попробуют соединить произошедшее за последние месяцы в звенья одной цепи.
Источник: Новая газета
источник »