2018-10-11 18:14 |
РТ
МВФ завершил очередную миссию в Туркменистан и 10 октября (хотя в сообщении датой публикации указано 8 октября) опубликовал пресс-релиз по итогам исследований.
Что интересно, в этот раз госинформагентство ТДХ, поспешило сообщить о результатах визита превентивно — на три дня раньше официальной публикации.
Если верить изданию, эксперты Фонда дали высокую оценку макроэкономическим показателям и достигнутым успехам Туркменистана: «Показатели экономического роста в целом сохраняют стабильность, а проводимые МВФ оценки и прогнозы неизменно подтверждают, что Туркменистан уверенно продолжает своё социально-экономическое развитие».
Официальный же пресс-релиз, хотя и написан, по обыкновению, очень расплывчато и без лишних деталей, описывает ситуацию в экономике Туркменистана чуть более сдержанно.
Необходимо отметить, что все выводы и рекомендации МВФ базируются на официальных данных, предоставленных туркменской стороной. Никаких собственных экономических и социологических исследований Фонд не проводил. Соответственно, успешность предложенных туркменскому правительству реформ будет зависеть как от достоверности предоставленных статистических данных, так и от качества исполнения рекомендаций.
Эксперты фонда отмечают, что «масштаб внешних дисбалансов» (превалирование импорта товаров и услуг над экспортом) уменьшился благодаря росту цен на энергоносители и мерам на сокращение импорта и рост экспорта продукции. Полностью от него, однако, не избавились. Для этого нужно предпринимать дальнейшие шаги. Сальдо текущих операций на 2018 год составит -2,9%.
Бюджет в то же время согласно прогнозам на 2018 год станет наконец профицитным — +0,4% от ВВП. Ранее в туркменских СМИ сообщалось, что доходы госбюджета составят 95,5 млрд манатов (на 8 млрд меньше, чем в 2017-ом). Данные по предполагаемым расходам не афишировались, а госинформагентство сообщило лишь, что расходная часть планируется в «аналогичном доходам объеме». Возможно, эти данные и были опубликованы в отчете МВФ.
Как и прежде, руководству страны предлагают повысить эффективность государственных расходов, что, вероятно, подразумевает сокращение строительства многочисленных дорогостоящих объектов, не имеющих цели стать прибыльными и проведения различных затратных мероприятий, как, например, Азиада, Ралли и прочих местных праздников.
Как отметила глава делегации Наталья Тамириса, в Туркменистане сохраняются показатели экономического роста и, «судя по всему», рост экспорта. Т.е. согласно предоставленным данным рост ВВП с 2015 года остается на уровне 6,2-6,5%. До 2015-го ВВП рос со скоростью 10-11% в год.
Экспорт вырос по сравнению с прошлым годом, однако, для полноты картины необходимо учесть резкое (почти на 40%) падение экспорта в 2015 году – с 12 до 7,5 млрд $ (цифры приводятся в долларах США в пересчете по госкурсу). В 2017 году общий экспорт оценивался в 7,8 млрд $, согласно прогнозам в 2018 году он составит 10 млрд $.
При этом из-за роста цен на импортные товары выросли средние показатели инфляции. Номинальные данные по инфляции не приводятся.
Торговый баланс и сальдо бюджета улучшились «в основном благодаря росту цен на углеводородное сырье».
В будущем экономическому росту будет способствовать увеличение объемов экспорта газа и продуктов нефтехимии, но отмечается, что прогноз «негативный» в связи с напряженностью в сфере международных торговых отношений, геополитическими рисками и ужесточением условий привлечения инвесторов. Отмечаются также и некие «внутренние факторы».
Если перефразировать, увеличение экспорта газа может помочь, но вероятность этого мала. Стоит отметить, что проекты двух важнейших газопроводов из Туркменистана: ТАПИ и Транскаспий пока не внушают оптимизма. Несмотря на подписание каспийской Конвенции, российская сторона дала понять, что без согласия всех прикаспийских стран строительство трубопровода невозможно, новоизбранный премьер-министр Пакистана вернулся к переговорам с Ираном по проекту ИПИ – альтернативного ТАПИ газопровода из Ирана.
9 октября глава российского «Газпрома» Алексей Миллер после переговоров с президентом Туркменистана объявил о намерении возобновить закупки туркменского газа с 1 января 2019 года, однако договоренность об объемах и ценах пока не достигнута.
Представители МВФ приветствовали решение об отмене предоставления бесплатных электричества, газа и воды, но подчеркнули, что необходима адресная защита малообеспеченных семей, по которым эта мера может сильно ударить. Будут ли власти Туркменистана предоставлять коммунальные услуги по льготным тарифам и по каким критериям будут (ли?) определяться «уязвимые слои населения», пока неясно.
Вслед за сокращением льгот на коммунальные услуги Туркменистану было предложено отказаться от льготного кредитования населения и продолжить приватизацию госпредприятий, что должно повысить производительность и снизить давление на госбюджет. Однако, как ранее писала «Хроника Туркменистана», приватизация предприятий часто приводит к массовым сокращениям работников, пополняющих армию безработных, не имеющих возможности найти другую работу во время кризиса.
Как и после предыдущих визитов, эксперты призвали избавиться от излишней зарегулированности бизнеса и предоставить всем предпринимателям равные рыночные условия. Это должно привести к росту количества рабочих мест. «В этой связи важно смягчить валютное регулирование для расширения доступа к импорту», — подчеркивается в пресс-релизе.
В заключение сообщения приводятся некоторые статданные. ВВП Туркменистана, согласно прогнозам, в 2018 году будет равен 155 млрд манатов или 44 млрд долларов США в пересчете по госкурсу.
Импорт товаров постепенно сократился с 14 млрд $ в 2015 году до 9,3 млрд в текущем.
Вместе с тем в последние годы снижаются и объемы иностранных инвестиций: 8,6% (от ВВП) в 2015, 5,4% в 2016, 4% в 2017 и 3,4% в 2018.
Внешний долг госсектора вырастет в 2018 году до 25,8% от ВВП.
источник »