2018-10-14 12:33 |
Байрам Шихмурадов
Гундогар
Первый президент Туркменистана гордился, что у него бак бензина стоит дешевле, чем в Европе чашка кофе. Второй — поднял планку идиотизма и вовсе на недосягаемый уровень…
О неэффективности государственной власти в Туркменистане говорится много и часто. Именно эта застарелая проблема сегодня привела к тому, что страна оказалась на пороге банкротства при всех своих натуральных богатствах в виде залежей природного газа, которые, впрочем, открыто и достоверно никто никогда не оценивал. Если же и здесь имеет место традиционное для Туркменистана вранье и заявленных запасов углеводородного сырья у страны нет, то и шансов на безболезненное выправление ситуации практически не остается.
Нетрудно предсказать, что произойдет в случае, если правительству Туркменистана придется заявить об отказе платить по внешним и внутренним долгам. Ничего не произойдет. Народ по-прежнему будет терпеть и выживать, а мировое сообщество поворчит и успокоится. Еще и помогать станет, словно деньги из туркменской казны «бабайка» украл, а не правящая верхушка во главе с витающим в облаках президентом.
Буквально на днях правительство Пакистана сообщило о необходимости обращения к Международному валютному фонду за финансовой помощью. «Нам придется взять кредит, чтобы спасти экономику страны от развала», — сказал министр финансов Асад Умар. «Диалог [с МВФ] начнется немедленно. Мы должны найти способ выбраться из сложной экономической ситуации», — подтвердил премьер-министр Имран Хан.
Да-да, речь о том самом Пакистане, которому Бердымухаммедов планирует уже совсем скоро поставлять 13 миллиардов кубометров газа в год по трубопроводу, который еще даже не начали строить.
В отличие от пакистанского руководства, руководство Туркменистана о сложной экономической ситуации не говорит и необходимость принятия экстренных мер признавать не хочет. Ашхабад продолжает игнорировать экономическую реальность, нанося и без того разваленному народному хозяйству вовсе непоправимый ущерб. Продолжать упираться в нежизнеспособный проект ТАПИ — это вредительство и преступление против здравого смысла.
Нести ответственность за бездарное управление государством президент Бердымухаммедов и его камарилья также не желают. Уверяют, что все делют правильно, а в бедах виноваты нерадивые фермеры, валютные спекулянты, злоупотребляющие служебным положением мелкие чиновники на местах и глобальный финансовый кризис. Убедиться в том, что это не так, можно на примере транспортной сферы, а конкретнее — гражданской авиации, которая в последние годы стала выставкой глупости и беспомощности туркменских правителей.
В 1998 году концерн «Боинг» выпустил с завода свой первый ближнемагистральный реактивный пассажирский самолет «Боинг-717». Всего их было построено 156 штук, после чего в 2006 году самолет был снят с производства из-за затянувшегося кризиса отрасли, связанного с террористическими атаками на США 9 сентября 2001 года.
Несмотря на все сложности, те авиакомпании, которые все же успели приобрести «717», очень высоко их ценили, и после того, как ситуация на рынке авиаперевозок восстановилась от потрясений, спрос на «Боинг-717» вырос неимоверно. Однако, несмотря на мольбы заказчиков, «Боинг» решил к прошлому не возвращаться и больше модель «717» не производить.
Итого, их так и осталось в истории 156 штук, произведенных с 1998 по 2006 год. 148 из 156 самолетов активно эксплуатируются по сей день. Им летать еще лет по 10-15, исходя из среднего срока службы авиалайнеров подобного класса.
8 из 156 произведенных «Боингов-717» не эксплуатируются. Канул в лету самый первый опытный образец-прототип, который никогда не перевозил пассажиров и был разобран прямо на заводе «Боинга» после всех испытаний и презентаций. Еще 7 самолетов, выведенных из эксплуатации, принадлежат (сюрприз!) Туркменистану.
Туркменистан приобрел три новых 120-местных «Боинга-717» в 2001, два — в 2004 и еще два — в 2005 году на общую сумму 216 миллионов долларов США. Предполагалось, что они будут обслуживать внутренние рейсы взамен морально и технически устаревших «Туполевых», «Яковлевых» и «Антоновых».
«717»-е полетали немного, поражая своей крутизной неизбалованных велаятских провинциалов. А один из самолетов даже попал в новостные сюжеты.
В ноябре 2006 года Великий Сапармурад Туркменбаши прибыл с рабочей поездкой в город Туркменабад (бывший Чарджоу). А перед обратным вылетом в туркменабадском аэропорту «сдох» президентский «Боинг-767» — не запустились двигатели. И тогда на помощь своему большому собрату из Ашхабада примчался маленький «717» и забрал изрыгающего проклятия высокопоставленного пассажира домой в столицу.
Проблемы начались в 2008 году. Что случилось конкретно, неизвестно, но надежно обслуживающие пассажиров в США, Австралии и Испании «Боинги-717» в Туркменистане один за другим вдруг отправились на длительную стоянку. Где-то с 2012 года ни один из них не взлетал.
Поверить в то, что они все вдруг безнадежно сломались, невозможно. Американская авиакомпания «Дельта» имеет 91 «Боинг-717», введенный в эксплуатацию до 2002 года, и они все летают по сей день, все до единого!
«Это превосходный самолет. Любой, кто имеет такие, хочет купить еще» , — сказал в 2017 году президент австралийской авиакомпании «Куантэс» Алан Джойс. В том же 2017 году президент «Гавайских авиалиний» Марк Данкерли подтвердил: «Для нас на Гавайях не существует лучшего самолета не только уже готового, но даже в чертежах» .
Естественно, Туркменистан — не Гавайи и не Австралия. Поэтому наши самолеты валяются на дальней стоянке ашхабадского аэропорта. Любой может загрузить спутниковую карту, например, Google и убедиться.
Справедливости ради замечу, что два туркменских «Боинга-717» недавно все-таки из Ашхабада улетели. Оба сели на маленьком частном аэродроме близ деревушки Кембл графства Глостершир в Юго-Западной Англии, где были переданы местным специалистам по ремонту и утилизации авиатехники. Будут ли их там готовить к перепродаже, ремонтировать или отправят в утиль, скоро обязательно выяснится.
Нет никаких сомнений, что желающих приобрести «Боинги-717» у Туркменистана хоть отбавляй. Если эти самолеты годны к эксплуатации, хорошему хозяину они еще послужат и будут приносить пользу.
Первый президент Туркменистана гордился, что у него бак бензина стоит дешевле, чем в Европе чашка кофе и отменил коммунальные платежи. Авиабилет Ашхабад-Дашогуз-Ашхабад стоил 3,5 доллара как раз в то время, когда эти рейсы выполнялись на «Боингах-717». Додумались — брать деньги от продажи газа и закрывать ими дыры в других отраслях.
Второй президент поднял планку идиотизма и вовсе на недосягаемый уровень. Он построил стадион за 5 миллиардов долларов, а на сдачу заказал себе золотой памятник. И снова были потрачены газовые деньги, только теперь уже взятые в долг в счет будущих поставок.
Про Ниязова говорили, что он умело манипулировал иностранными партнерами, используя геополитическое положение и сырьевые запасы Туркменистана как козырь в переговорах и добиваясь парадоксальных положительных результатов. Эффективно использовать эти результаты на благо государства Ниязов не смог. Ситуация постепенно усугублялась, и теперь у Бердымухаммедова газ еще есть, а козырей уже нет. Остается торговать суверенитетом, и, сдается мне, ждать осталось недолго. Особенно с учетом того, что задачу в перспективе вмонтировать сына в президентское кресло никто не снимал, а без помощи из-за границы тут не обойтись.
Туркменистан… как тот самолет в руках неумелого хозяина. Посверкал немного в небе серебряными крыльями и спикировал на свалку. Теперь сидит в Англии и ждет, отремонтируют его или распилят и продадут на запчасти.
источник »