2016-2-24 15:56 |
Еще на заре своей истории туркмены вели, говоря по-современному, внешнеполитическую деятельность, защищая свои интересы. Один из примеров: гунны, ближайшие предки туркмен, в 49 г. до н. э. заключили «Клятвенный договор» с владыкой китайской империи Хань о взаимном ненападении. Интересно, что Договор был бессрочным, взывал даже к потомкам соблюдать клятву из поколения в поколение.
Межгосударственные договоры имели большой вес уже в древнейший период. Священная книга зороастризма, зародившегося в Маргуше (древней стране, которая связана с яркими страницами туркменской истории), призывает «быть верным договору».
Поначалу туркмены устойчиво сотрудничали лишь с соседними государствами. Но уже тогда искусно сочетали национальные интересы с китайским, римским, византийским, персидским, греческим дипломатическим опытом. Периодически в туркменские государства (в частности, Парфию) приезжали посольства, включавшие сотни, тысячи людей. В отдельные периоды прибывало в год до десяти различных посольств.
Во время их прибытия принимающая сторона иногда использовала прием ненавязчивой демонстрации военной мощи. В современной терминологии это можно назвать превентивной акцией, которая служила стабилизирующим фактором для сохранения мира. Непрямое использование военной силы как внешнеполитического инструмента было эффективным упреждающим методом.
Такая практика наших предков отразилась в оборонительной Военной доктрине современного Туркменистана. Регулярные военные учения демонстрируют нашу способность к самозащите.
На потенциального противника можно было также повлиять демонстрацией богатств правителя. Историк Менандр описал, как Истеми хан три дня принимал византийского посла Земарху от императора Юстиниана II. Прием был чрезвычайно пышный, вызывающе роскошный. Но для налаживания по-настоящему устойчивых контактов сыграло роль и другое – обнаружившаяся близость культур. Хронист в отчете императору отметил, что увиденные на пиру серебряные «изображения четвероногих» ничем не уступают византийским.
Сегодня функцию наведения культурных мостов для укрепления дружественных связей выполняют взаимные с другими странами Дни культуры, совместные научные конференции, выставки, творческие фестивали, форумы.
Аналогией древнего обычая демонстрации богатства сегодня выступает владение Туркменией колоссальными природными ресурсами, что добавляет веса нашему голосу в вопросах энергетической дипломатии.
Менталитет туркмен обусловил их извечную конфессиональную толерантность. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в Средневековье, в частности в империи Великих Сельджуков, которую туркмены основали в 1038 г. Сельджуки, во-первых, объединили распадавшийся на секты мусульманский мир, а во-вторых, предоставили своим гражданам свободу вероисповедания. Летописец Михаил Сирийский (XII в.) дает сведения, что султан Клыч Арслан II, сам мусульманин, покровительствовал главам христианской религии и освободил их церкви от налогов.
Сегодняшняя туркменская внешнеполитическая доктрина зиждется на принципах постоянного нейтралитета, восходящего истоками к таким национальным чертам, как миролюбие, веротерпимость, готовность к диалогу. Президент подчеркивает: ценить национальное единство и международную дружбу туркмен научила именно история.[img=auto]http://arzuw.tm/uploads/news/2016/02/24/363cba2d21db30a.jpg[/img] источник »