Политическая и экономическая мощь Китая, проецируемая им инициативы «Один пояс, один путь» толкает центральноазиатских стран к созданию новых железнодорожных направлений.
Казахстан
За последние шесть лет Казахстан инвестировал более 3 миллиарда долларов в модернизацию своей железнодорожной инфраструктуры в надежде стать ключевым узлом для грузовых перевозок между Европой и Китаем. Весной прошлого года поезд под названием «Восточный ветер» всего за 20 дней доехал из китайского порта Иу до депо в восточной части Лондона.
Примечательно, что поезд проехал в Казахстане такое же расстояние, как и в России, что подчеркивает повышенную способность Центральной Азии конкурировать с Транссибирским маршрутом транзитных перевозок. Строящаяся железнодорожная магистраль между Хоргосом на границе Казахстана с Китаем и портом Актау на Каспийском море даст возможность пустить эшелоны в Европу через Каспий и Кавказ, т.е. полностью в обход России.
Межконтинентальные инициативы привлекают к себе больше внимание, но наибольшее влияние на регион могут оказать именно локальные проекты центральноазиатских стран.
Узбекистан
Узбекистан против изоляционистского подхода в отношении с соседними странами по региональному сотрудничеству, что позитивно влияет при выработке экономической и внешней политики Узбекистана.
В декабре Узбекистан посетил президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, он наряду с Мирзиеевым подчеркнул необходимость строительства давно планировавшейся железнодорожной линии, которая должна соединить эти две страны между собой, а также с Китаем.
Узбекистан сейчас проявляет большую активность, причем не только в отношении железной дорогой в Китай через Киргизию, но и касательно Афганистана. В декабре Во время переговоров Мирзиеева с афганским лидером Ашрафа Гани была достигнута договоренность о завершении строительства железнодорожной линии из города Мазари-Шариф, к югу от узбекской границы, через города Шиберган и Маймана в Герат на западе Афганистана.
Эта железная дорога ближе свяжет Афганистан с Центральной Азией, а Узбекистан получит выход к Персидскому заливу через Афганистан и Иран.
Туркменистан
Тенденция Туркменистана в планомерном налаживании железнодорожного сообщения с соседними странами, т.к. развитие инфраструктуры способно помочь туркменской экономике к экспортным потенциалам.
В конце 2014 года президент Бердымухамедов, президент Ирана Хасан Рухани и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев приняли участие в церемонии запуска в эксплуатацию железной дороги, соединившей эти три прикаспийских государства. Данный проект также предоставил центральноазиатским странам выход к мировому океану.
Транспортный коридор «Ляпис Лазурь», о строительство которого было совместно объявлено в конце 2016 года президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым и его афганским коллегой Гани, даст Афганистану выход в Европу. Предполагается, что железнодорожные пути и автострады соединят город Торгунди (Афганистан) с Ашхабадом (Туркменистан), затем с портом Туркменбаши на Каспийском море. Далее коридор продолжится через Каспий до Баку, затем через Тбилиси на Анкару с ответвлениями в Поти и Батуми, далее – от Анкары до Стамбула. Выгоды для Туркменистана также очевидны.
Выступая в ноябре прошлого года, министр торговли Туркменистана Довран Оразмырадов сообщил, что торговля с Афганистаном в течение 2017 года увеличилась на одну пятую по сравнению с предыдущим годом. Туркменистан экспортировал в Афганистан в основном нефть и сельскохозяйственные товары, сказал Оразмырадов.
Все железные дороги ведут к китайской инициативе «Один пояс, один путь»
Появление новых транзитных маршрутов потребовал четкой координации действий. Для этой цели были созданы такие ассоциации, как базирующаяся в Варшаве Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), занимающаяся разработкой и контролем за применением правовых и технических стандартов в сфере грузовых перевозок. Стоит отметить, что все пять государств Центральной Азии являются членами ОСЖД. источник »
Государственный банк внешнеэкономической деятельности Туркменистана объявил международный конкурс на проведение внешнего аудита финансовой отчетности по итогам 2025 года. Об этом сообщает газета «Туркменистан».
Туркменистан и Румыния за 33 года партнерства накопили огромный опыт взаимовыгодного взаимодействия на двусторонней основе и в рамках международных структур, демонстрируя совпадение позиций по актуальным вопросам международной и региональной геополитики.
В этрапе Ак бугдай Ахалского велаята Туркменистана планируется построить птицефабрику производственной мощностью 15 миллионов яиц и 1000 тонн куриного мяса в год, а также животноводческие комплексы на 1000 голов крупного рогатого скота.
Министр строительства и архитектуры Туркменистана Абдулла Гельдиев выступил на пленарной сессии международной выставки Big 5 Global 2025 в Дубае, представив стратегическое видение страны в области устойчивого градостроительства и модернизации инфраструктуры.
Объем двусторонней ненефтяной торговли между Объединенными Арабскими Эмиратами и Туркменистаном в 2024 году достиг $1,76 млрд. Об этом заявил посол ОАЭ в Туркменистане Ахмед Аль Хамели на церемонии открытия представительства Национальной нефтяной компании Абу-Даби (ADNOC) в Ашхабаде.
Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC) открыла представительство в Ашхабаде. Церемония открытия состоялась в бизнес-центре «Аркач». «Объединенные Арабские Эмираты и Туркменистан разделяют отношения, основанные на доверии, уважении и общем видении энергетической безопасности и устойчивого роста.