2016-4-21 17:16 |
Часть 9. Ашхабад: город мертвых.
«А где люди?» – этот вопрос люди чаще всего задают, когда видят фотографии беломраморной столицы Туркменистана. И действительно, в новом Ашхабаде нет людей. Огромные новые дома, облицованные мрамором, широкие проспекты, парки, сады, фонтаны есть, а людей нет. Ашхабад делится на две части – старый и и новый город. Город живых и город мертвых. Сегодня я расскажу вам про новый Ашхабад.
Новый Ашхабад заложил великий Туркменбаши в начале 2000-х. Именно он приказал строить все дома из белого мрамора. «Мы строим только белым мрамором, – говорил Сапармурат Ниязов. – Люди жадные этого не понимают, стараются из чего-то другого строить, приходится приказывать». В 2013 году Ашхабад попал в книгу рекордов Гиннеса как город с самым большим количеством строений, отделанных белым мрамором. На тот момент общая площадь покрытой мрамором поверхности в Ашхабаде составляла 4,514 миллиона кв. метров.
Новый президент и отец туркменского народа, Бердымухамедов, продолжил славные традиции.
Из официальных СМИ:
Белый мрамор не только придает зданиям нарядный вид, но и отражает солнечные лучи, что снижает нагрев стен в летний период, а зимой в пасмурную погоду создает более «солнечное» настроение.
Туркменские власти как-то заявляли о том, что они привозят мрамор для облицовки прямо из Италии. Но оппозиционные СМИ рассказывают, что это мрамор не всегда соответствующего качества, что на нем через пару лет появляются темные пятна и разводы и что мраморные плитки имеют обыкновение отваливаться от фасадов домов, пугая прохожих.
Город отстраивается фактически заново, денег вбухано немерено. Ни один город на постсоветском пространстве не поливали деньгами так, как Ашхабад. Единственная проблема всего этого беломраморного великолепия – то, что его проектируют и строят по советским учебникам середины прошлого века. Если бы Сталин жил в наше время, он бы строил Ашхабад… Постойте… Туркменбаши, Сталин…
Все эти широкие проспекты, гигантские площади, огромные здания – всё это мы уже видели в Москве 50-х и в других городах. Немасштабная застройка, огромные расстояния, которые сложно преодолевать человеку. Архитектура на службе режима должна подавлять личность, показывать всю ничтожность человека, попавшего в эти декорации. Пропаганда идеологии через искусство, уместная 70 лет назад, в современном мире смотрится странно.
Часть 10. Ашхабад: город живых.
Как я уже писал вчера, Ашхабад состоит из двух частей: это новый город и старый город, пустые вылизанные беломраморные декорации без людей и старая советская застройка с живыми дворами и шумными улицами. У Ашхабада трагическая история. 6 октября 1948 года в городе произошло одно из наиболее разрушительных землетрясений в истории. Было разрушено 90–98 % всех строений. По разным оценкам, погибло от 1/2 до 2/3 населения города. После землетрясения город фактически отстроили заново. Сегодня остатки этой советской застройки считаются старым городом, который постепенно исчезает под натиском нового, парадного беломраморного Ашхабада.
источник »