2018-10-9 08:49 |
Кира Крамер
С момента обретения независимости ситуация в туркменском агропроме постепенно деградирует. СМИ торжественно заявляют о начале жатвы пшеницы, но молчат о том, выполнены ли заявленные президентом Гурбангулы Бердымухамедовым нормы по сбору урожая. Глава государства пытается всячески исправить положение: увольняет чиновников, закупает дорогую сельхозтехнику, приглашает иностранцев инвестировать в АПК и даже использовать зонды и спутник для оценки состояния сельхозугодий. Это не помогает, планы по сбору пшеницы не выполняются, а люди, как в 90-е, стоят в очередях за мукой и хлебом.
Причинно-следственная связь
Последние два года в Туркменистане наблюдается недобор пшеницы, что уже привело к дефициту муки и хлеба. На заседании Халк Маслахаты 25 сентября президент признал, что «сегодня результаты, достигаемые в сельском хозяйстве, остаются ниже ожидаемых» и предложил реформировать АПК. И это после многочисленных заявлений о том, что в стране достигнуто продовольственное изобилие и десятков репортажей о ломящихся от продуктов, в том числе хлебобулочных изделий, прилавков.
Туркменский агропром живет по законам плановой экономики, поэтому нормы сбора урожая пшеницы, хлопка и другой продукции устанавливает государство, а все проблемы сектора сваливаются на плохую работу дайхан.
Летом 2017 года, когда государственные СМИ не отчитались о сборе 1 миллиона 600 тонн зерна, президент разнес руководство АПК, а всю вину за плохой урожай возложил на глав велаятов и дайхан. «Основными поставщиками сельхозпродукции в стране остаются дайханские объединения, многие из которых работают убыточно. Производительность труда предпринимателей на селе по сравнению с обычными дайханами в 3–4 раза выше», — заявил глава государства.
Это несмотря на то, что, как заявил президент, «в стране созданы все необходимые условия для эффективного развития агропромышленного комплекса, а дайхан и арендаторов государство в полной мере обеспечивает высококачественными семенами, минеральными удобрениями, мощной техникой, водой, автотранспортом для перевозки урожая».
«При такой целенаправленной стимуляции и адресной материальной поддержке отдача в целом по отрасли остается неадекватно низкой. Почему?», — цитирует президента «Туркменистан: золотой век».
На заседании Кабмина в июне 2017 года президент заявил, что было собрано «чуть больше миллиона тонн зерна». Однако уже в марте 2018 года неожиданно завысил показания сбора пшеницы и сообщил, что «в прошлом году земледельцы собрали свыше полутора миллион тонн пшеницы».
«Урожай 2017»Мука в обмен на справки
Если на словах пшеницы и стало больше, в реальности зерна не хватало. В феврале стали поступать сообщения о введении ограничений на продажу муки до пяти килограммов на человека. Были введены ограничения и на продажу хлеба. Перед пекарнями выстраивались очереди из 30-40 человек, в одни руки выдавали не более четырех буханок хлеба, что довольно мало для больших туркменских семей.
Фото azathabar.comЗатем перед покупкой муки у людей стали требовать предоставить прописку. Видимо, чтобы жители других областей не покупали муку, выделенную для конкретного района. Как сообщала «Хроника Туркменистана», справка из районо давала право на приобретение одного мешка муки (50 кг) в месяц на семью.
Чур не я
То, что в АПК происходит что-то не то, косвенно подтверждал президент, который теперь практический на каждом заседании Кабмина затрагивал тему отечественного агропрома. А затем и вовсе объявил выговоры за проблемы в сельском хозяйстве хякимам всех велаятов.
По мнению президента, проблемы заключались не в плановой сельскохозяйственной политике, а в недочетах на местах. Как сказал глава государства, «несмотря на достаточное количество минеральных удобрений и водных ресурсов, во многих регионах страны плохо выполняются агротехнические правила и оборудование заводов устарело».
После этого одна за другой стали появляться идеи по спасению уходящего на дно туркменского агропрома.
Глава государства пытался решить проблемы, сохраняя плановую политику в АПК. Бердымухамедов потребовал повысить эффективность работы научно-исследовательских институтов и подготовки кадров, усилить контроль за трудоустройством выпускников сельскохозяйственных вузов и активно использовать новейшие технологии.
На одном из заседаний Кабмина президент поручил использовать спутник, чтобы зондировать посевы. По мнению главы государств, это «повысит эффективность сельхозпроизводства».
Для решения проблем АПК в Туркменистане стали приглашать зарубежные компании. Бердымухамедов предложил сотрудничать представителю американской компании CNH Industrial, производящей сельхозтехнику, которому сообщил, что в стране занялись реформой АПК и модернизацией ее материально-технической базы и предложил сотрудничать.
Во время визита в Китай туркменская делегация провела переговоры на тему сотрудничества в сельскохозяйственной сфере. Туркменский МИД написал, что «рабочая поездка была организована в рамках исполнения поручений президента Гурбангулы Бердымухамедова по привлечению иностранных инвестиций в агропромышленный комплекс страны».
Представителю John Deere президент рассказал, что «в последние годы в стране придается значение наращиванию потенциала в аграрном секторе, а компания John Deere принимает участие в совместных проектах в сфере АПК». Было подписано Соглашение с туркменской стороной о сотрудничестве в сфере обучения студентов Сельскохозяйственного университета.
Противоречивые сообщения
В государственных СМИ стали появляться противоречащие друг другу сообщения. С одной стороны, президент почти на каждом заседании Кабмина критиковал АПК, с другой стороны, полностью подконтрольные ему телевидение и информагентства писали об успехах продовольственной независимости.
В мае 2018 года туркменские СМИ заявили, что аграрии Туркменистана достигли «стабильности в обеспечении страны продовольственной независимости», —подчеркивая, что «туркменский пищепром стал больше производить собственных продуктов питания, в результате чего на внутреннем рынке достигнуто продовольственное изобилие».
Настала жатва 2018 года. 28 июня госинформагентство ТДХ сообщило, что на заготовительные пункты страны поступило более миллиона тонн пшеницы.
В июле всем чиновникам, кроме курирующего АПК, президент разрешил взять двухнедельный отпуск. Было заявлено, что Туркменистан, как и в прошлые годы, должен собрать 1 миллион 600 тон пшеницы, поэтому отпуск курирующего сферу АПК вице-премьера Эсенмырата Оразгелдиева откладывается.
5 июля Бердымухамедов сообщил, что «в Туркменистане почти завершена уборка пшеницы, а собранный урожай свидетельствует о том, что страна обеспечила свою продовольственную безопасность».
«Излишки зерна можно реализовать на экспорт, в зарубежные государства», — неожиданно добавил глава государства, однако сколько именно тонн зерна было собрано, не уточнил.
Лишь позже в газете «Нейтральный Туркменистан» появилась заметка, в которой говорилось, что «в этом году на туркменской земле было собрано более одного миллиона тонн пшеницы».
Но в стране все также не хватает зерна. Люди продолжают осаждать магазины в попытках купить хлеб и муку. В сентябре стало известно, что «после долгого перерыва Туркменистан вернулся в число покупателей казахского зерна».
Землю дайханам
Видимо, президент понял, что агропром нуждается в проведении кардинальных реформы, поэтому этот вопрос был поднят на первом заседании Халк Маслахаты в сентябре 2018 года. В начале заседания глава государства заверил, что в стране «создано продовольственное изобилие и Туркменистан вошел в ряд стран-экспортеров зерна. Отечественные зерно и хлопок пользуются большим спросом на внешних рынках, что играет важную роль в развитии национальной экономики».
Потом Бердымухмедов признал, что «сегодня результаты, достигаемые в сельском хозяйстве, остаются ниже ожидаемых» и предложил на рассмотрение свои предложения по улучшению работы АПК.
После неоднократных попыток диктовать дайханам, что производить, президент неожиданно выдвинул несколько предложений по либерализации АПК. Бердымухамедов разрешил сеять хлопчатник и пшеницу на 70% площадей, а остальных 30% возделывать другие сельскохозяйственные культуры. Поручил пересмотреть государственные закупочные цены на продовольственную пшеницу и хлопок в сторону их повышения и разрешил дайханам продавать по собственной цене продукцию, которая произведена сверх договора.
Озвученные президентом предложения выглядят рациональными и вселяют некоторую долю надежды на дальнейшие осмысленные реформы. В то же время Бердымухамедову не хватает сил полностью отказаться от плана и дать свободу дайханам. Привычка контролировать все, не замечая кризис, и говорить о продовольственном изобилии берет верх. Спустя несколько дней после Халк Маслахаты, выступая в ООН, Бердымухамедов вновь заверял присутствующих представителей иностранных делегаций, что в его стране продовольственная безопасность обеспечена, а питание населения с каждым днем становится лучше.
источник »